Рейтинг@Mail.ru
Конец ядерного сдерживания - РИА Новости, 05.06.2008
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Конец ядерного сдерживания

Читать ria.ru в
МОСКВА, 25 декабря. /Обозреватель РИА "Новости" Андрей Кисляков/. В Соединенных Штатах торжественно зажглась главная елка страны. Хотя Джордж Буш, выступая на торжественной церемонии по этому случаю, и забыл слова национальной рождественской песенки "Звените колокольчики", этот факт вряд ли найдет свое отражение в итогах уходящего года, а вот рекордно высокий за последнее время оборонный бюджет на 2003 г. и беспрецедентный разворот на 180 градусов в национальной оборонной политике, краеугольным камнем которой являлась стратегия ядерного сдерживания, серьезно отразятся на интересах самих Соединенных Штатах, их союзников, да и всего мирового сообщества на многие десятилетия вперед.

"Сдерживание, угроза массированного ответного удара против целого государства теряет смысл в борьбе с теневой террористической сетью, которой не нужно защищать свою страну или ее граждан, - сказал президент, выступая перед кадетами военной академии в Вест-Пойнте осенью 2002 г. - Мы должны вступить в битву с врагом, нарушить его планы и предотвратить самые серьезные угрозы еще до того, как мы его увидим".

Сказано - сделано. 23 октября Буш подписал закон о военном бюджете страны на 2003 г. Этот документ "утвердил" новую стратегию США в области обороны, прежде всего концепцию новой ядерной триады, призванной обеспечивать как стратегическую оборону в будущем, так и ведение наступательных действий в случае возникновения военных конфликтов, которые, по мнению руководства Пентагона, "будут отличаться высокой степенью непредсказуемости".

Согласно новой концепции, "классическая" ядерная триада, состоящая из межконтинентальных баллистических ракет наземного базирования (МБР), баллистических ракет подводных лодок (БРПЛ) и стратегических бомбардировщиков уступит место новому образцу, в котором "классика" станет лишь одним из компонентов. Двумя другими составляющими перспективной триады провозглашены национальная противоракетная оборона (НПРО) и высокоточное ядерное и неядерное (включая информационное) оружие.

Статьи военного бюджета на следующий год ясно говорят о сложившихся приоритетах: из 375 млрд выделенных средств на НПРО предполагается истратить 6,9 млрд долларов (по некоторым данным - 7,8), а на 74 млрд долларов военное ведомство собирается закупить новое оружие, истратив еще около 5 млрд на создание инфраструктуры для его размещения.

Если к "классическим" компонентам триады пока вопросов мало, то "вновь принятые члены" создают большие проблемы.

При явном дефиците успеха при проведении испытаний элементов системы НПРО в 2002 г. (три неудачи из семи) трудно говорить, что эта программа с технической и политической точек зрения станет в обозримом будущем надежным компонентом новой ядерной триады. Подтверждением служат и слова самого президента Буша, который назвал первые элементы системы ПРО "скромными" и туманно пообещал, что "они послужат отправной точкой для усовершенствования и расширения потенциала позднее".

Наибольшее опасение вызывает программа США по созданию высокоточного ядерного оружия малой мощности, предназначенного для ведения масштабных боевых действий с террористическими организациями.

Обладая в настоящее время полностью развернутой спутниковой навигационной системой GPS "Навстар", США имеют возможность доставить обычную или ядерную боеголовку к цели в любой точке мира с точностью до нескольких сантиметров, что принципиально важно при выполнении основной боевой задачи в будущих антитеррористических вооруженных действиях - уничтожение командных пунктов, центров управления и лабораторий по производству оружия массового уничтожения, находящихся глубоко под землей.

Как объясняет Стивен Янгер, директор Агентства по уменьшению угроз обороне при Минобороны, маломощная атомная бомба, зарывшись в подземный бункер, взорвется, моментально расплавит окружающее пространство и создаст замкнутый и запечатанный объем. При этом должны быть загерметизированы и образовавшиеся при взрыве радиоактивные осадки. Однако многие специалисты по разработке ядерного оружия, тщательно изучив связь между глубиной взрыва и геологическими повреждениями, полагают, что подобное оружие не загерметизирует радиоактивные осадки, а, наоборот, выбросит их наружу. Если такая бомба будет использована вблизи большого города, например, Багдада, то число жертв может измеряться сотнями тысяч.

Кроме проблемы последствий применения "противобункерных" ядерных бомб, существует и юридическая проблема. Такое оружие вообще запрещено в США. Опасаясь распространения так называемых "чемоданных" бомб, Конгресс США в 1994 г. запретил лабораториям министерства энергетики "исследования и разработки, которые могут привести к производству в Соединенных Штатах нового маломощного ядерного оружия, включая прецизионные (сверхточные) маломощные боеголовки".

Принципиальное изменение курса США в области обороны будет иметь серьезные международные последствия.

В этой связи позиция России кажется спокойной и уверенной. Как заявил заместитель главы МИД РФ Георгий Мамедов, Москва намерена сосредоточиться на "позитивных программах сотрудничества с Вашингтоном". Безусловно, такой программой, отвечающей интересам России, является подписанный в мае 2002 г. президентами двух стран Договор о сокращении стратегических наступательных потенциалов, предусматривающий уже в течение ближайших пяти лет серьезные сокращения числа боеголовок и самих МБР и БРПЛ. В свете новых оборонных устремлений четкая реализация Договора со стороны США кажется вполне вероятной.

С другой стороны, маловероятными кажутся дальнейшие безоблачные отношения США с их союзниками по НАТО. По мнению Филиппа Гордона, директора Центра по изучению США и Франции Института Брукингса в Великобритании, сегодня уместен вопрос, может ли НАТО вообще продолжать играть какую-либо роль.

Афганская военная кампания остро выявила технологический разрыв между США и их союзниками в области их военных потенциалов и усилила настроения некоторых представителей военного командования в Вашингтоне проводить военные операции в одиночку без союзников, которые мало что могут в военном плане, однако способны помешать на этапе принятия решений. Военный бюджет США на 2003 г., одно только приращение которого в 48 млрд долларов по сравнению с бюджетом 2002 г. превосходит размеры всего оборонного бюджета любой из европейских стран, только усугубляет разрыв в военном потенциале.

Не способствует, как выясняется, корпоративным интересам и сама программа НПРО, структурированная, по словам Буша, "таким образом, что будет поощрять промышленное участие других государств".

Однако согласно выводам Мюнхенской конференции по вопросам безопасности, прошедшей летом 2002 года, финансово и технологически НПРО остается исключительно американским проектом.

Так что вполне вероятно, что будущую "битву с врагом" Соединенные Штаты начнут в одиночестве, поскольку ни в техническом, ни в политическом плане союзники просто не смогут им помочь.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала