Рейтинг@Mail.ru
Интервью министра обороны Украины генерала армии Владимира Шкидченко военному обозревателю РИА "Новости" Виктору Литовкину в связи с официальным визитом в Россию 23-24 декабря - РИА Новости, 05.06.2008
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Интервью министра обороны Украины генерала армии Владимира Шкидченко военному обозревателю РИА "Новости" Виктору Литовкину в связи с официальным визитом в Россию 23-24 декабря

Читать ria.ru в
Интервью министра обороны Украины генерала армии Владимира Шкидченко РИА "Новости" в связи с официальным визитом в Россию 23-24 декабря Вопрос: Владимир Петрович, поздравляем Вас с недавней годовщиной украинской армии. Она на полгода старше российской. Но, как и наша, вышла из Вооруженных сил Советского Союза. Наверное, унаследовала те же самые проблемы? Ответ: Да, это так. Образно говоря, мы все вышли из одной шинели. 6 декабря 1991 года Верховная Рада приняла закон о вооруженных силах Украины. И началось их формирование. Существовали разные подходы к решению этой задачи. Можно было по примеру стран Балтии объявить все воинские формирования Советского Союза, которые дислоцировались на Украине, "персона нон грата" и настаивать на их выводе. Была возможность параллельно с их присутствием приступить к строительству собственных армии и флота. Однако реализация этих вариантов была неприемлемой. Подобные действия могли втянуть армию в политические игрища и создать условия для расслоения...

Владимир Петрович, поздравляем Вас с недавней годовщиной украинской армии. Она на полгода старше российской. Но, как и наша, вышла из Вооруженных сил Советского Союза. Наверное, унаследовала те же самые проблемы?

- Да, это так. Образно говоря, мы все вышли из одной шинели. 6 декабря 1991 года Верховная Рада приняла закон о вооруженных силах Украины. И началось их формирование. Существовали разные подходы к решению этой задачи. Можно было по примеру стран Балтии объявить все воинские формирования Советского Союза, которые дислоцировались на Украине, "персона нон грата" и настаивать на их выводе. Была возможность параллельно с их присутствием приступить к строительству собственных армии и флота.

Однако реализация этих вариантов была неприемлемой. Подобные действия могли втянуть армию в политические игрища и создать условия для расслоения населения страны на "своих" и "чужих". Мы пошли другим путем - подчинили Украине все группировки войск, дислоцированные на ее территории. И в таких, далеко не простых условиях, начинали создание вооруженных сил независимой страны. Этот процесс сопровождался значительным сокращением военных организмов, численности личного состава и вооружений.

Только за первые четыре года было сокращенно свыше 3,5 тыс воинских частей. Из боевого состава выведены 24 дивизии. Численность личного состава уменьшилась почти на 410 тыс. Количество боевых самолетов - на 600 единиц, вертолетов - 245, ликвидировано свыше 2 тыс 400 танков и 2 тыс 100 боевых бронированных машин.

На это же время приходится и переход к безъядерному статусу Украины. Чтобы представить весь связанный с этим комплекс работ, напомню: стратегические ядерные силы, которые были расположены на нашей территории, имели в своем составе 176 межконтинентальных баллистических ракет с 1 тыс 270 ядерными боевыми частями. Кроме того, в состав стратегических сил входил 41 стратегический бомбардировщик Ту-95 и Ту-160, которые имели почти 650 авиационных ядерных средств поражения. И, в конце концов, тактическое ядерное оружие, составлявшее 2 тыс 500 единиц.

Исключительного внимания требовали вопросы цивилизованного раздела Черноморского флота, которые в то время решались крайне сложно.

И все же, несмотря на трудности, сегодня есть все основания говорить о том, что в Украине завершено формирование четкой системы государственного управления сферой обороны.

Российская армия тоже прошла ряд этапов реформирования. Но, как утверждают некоторые эксперты, больше преуспела в сокращении, чем в коренном переустройстве. Хотя сейчас проходит эксперимент в 76-й дивизии ВДВ, делается ставка на контрактную армию. Что такое военная реформа по-украински?

- В июле 2000 года была принята государственная программа реформирования и развития вооруженных сил Украины на период до 2005 года. Ее реализация началась с 1 января 2001 года. Принято около 400 законов и других документов по вопросам национальной безопасности и обороны. Упразднен институт заместителей министра обороны. Вместо него введены должности государственных секретарей, уточнены полномочия, функции и задачи Министерства обороны и Генерального штаба. Управленческая деятельность делится на два направления: военно-политическое и оперативное. Значительное внимание отводится созданию благоприятных условий для дальнейшего укрепления демократического гражданского контроля над вооруженными силами. Они открыты всем ветвям государственной власти, общественным организациям, средствам массовой информации.

Решается вопрос постепенного, поэтапного перехода к трехвидовой структуре: Сухопутные войска, Военно-Воздушные Силы и Военно-Морские Силы. Продолжается формирование функциональных структур - передовых сил обороны, основных сил обороны и стратегических резервов. Отдаем приоритет созданию Объединенных сил быстрого реагирования как прообразу будущих вооруженных сил Украины. Уже сегодня к выполнению задач по назначению готовы свыше 35 частей постоянной боевой готовности.

Безусловно, одним из главных направлений реформирования нашей армии стал постепенный переход к комплектованию военнослужащими, которые проходят службу по контракту. И сейчас у нас уже около 35 тыс рядовых, матросов, сержантов и старшин - контрактников, что составляет 22 проц от штатной численности призывников. Кроме того, предусмотрено достижение соотношения между разными категориями военнослужащих, которые существуют в НАТО. Так, соотношение между сержантами и офицерским составом и рядовыми на конец 2005 года будет составлять 1:4,2, а к 2010 году 1:5. Увеличивается удельный вес гражданского компонента в структурных подразделениях министерства обороны. Уже сегодня она составляет почти 40 проц.

Цель этой работы состоит в том, чтобы интенсифицировать процесс создания современных, боеспособных вооруженных сил. Они должны быть готовы качественно выполнять возложенные на них задачи, эффективно функционировать в условиях углубления демократических процессов, отвечать реальным экономическим возможностям государства, оперативно трансформироваться к изменениям форм и способов ведения вооруженной борьбы, быть интегрированными к военным структурам Североатлантического Альянса.

В наследие от Советской армии России достались огромные излишки вооружений. В том числе и выведенные из состава атомные подводные лодки, стратегические ракеты, непомерные запасы химического оружия, с утилизацией которого мы никак не можем справиться самостоятельно. Украинская армия не имеет такой головной боли. Но, видимо, и у вас есть проблемы с "военными излишками"?

- Да, действительно, перед нами не стоят проблемы подобного рода. Но для вооруженных сил Украины не менее актуальной проблемой была и остается утилизация обычных боеприпасов, у которых закончился срок хранения. Мы ведем такие работы, но, к сожалению, их темпы значительно ниже желаемых.

Правда, сегодня темпы сокращения оружия и боевой техники существенно стабилизировались. Из боевого состава будет изъято почти 1,5 тыс единиц основных образцов вооружения и военной техники, в том числе: танков - 350, ББМ - свыше 330, артиллерийского систем калибра свыше 100 мм - более 510, боевых самолетов и вертолетов - до 120 каждых. В ходе оргмероприятий планируется освободить около 35 военных городков, до 10 целостных имущественных комплексов военных аэродромов, 16 баз и арсеналов.

В следующем году проведем около 2 тыс организационных мероприятий, из которых свыше 100 - основных. Расформируем: три управления корпусов, бригад - 4, полков - 8. Переформируем: управлений корпусов - 2, дивизий - 6, бригад - 16, полков - 13. Численность Вооруженных Сил Украины планируется сократить на 24,5 тыс человек, из которых 15 тыс будут военнослужащие.

Напомним, что общая численность Вооруженных сил Украины - 310 тыс солдат и офицеров и 90 тысяч гражданских специалистов.

Господин министр, еще одна очень сложная проблема, доставшаяся нашей армии от советской, - социальное положение военнослужащих. За последние годы много сделано и делается. Но денежное содержание прапорщиков, офицеров и даже генералов остается далеким от необходимого, более ста тысяч кадровых военнослужащих не имеют жилья. Как решаются эти проблемы в украинской армии?

- Это одна из самых острых социальных проблем и украинской армии - жилищная. В наследство от Советской армии мы получили жилую очередь в 56,7 тыс человек. С провозглашением независимости в Украину возвратилось свыше 70 тыс семей военнослужащих, которые к тому времени проходили службу за ее пределами. Из них почти половина продолжила службу в нашей армии. Добавим ежегодное поступление молодых офицеров. Все это привело к увеличению очереди на получение жилья. И в начале 1994 года количество бесквартирных уже составляло 73,2 тыс. Несмотря на то, что за 1992-93 годы было построено 28 тыс квартир.

Руководство министерства обороны Украины, сознавая всю сложность проблемы, делало все возможное для ее решения. Однако с конца 1993 года объемы бюджетного финансирования на потребности строительства жилья начали существенно сокращаться и равняются стоимости 200-300 квартир на год. Это не могло не сказаться на количестве сданных квадратных метров, и сейчас улучшение жилищных условий ожидают почти 48 тыс военнослужащих.

Вопрос обеспечения жильем, не находя кардинального решения, постепенно превратился в одну из самых сложных и важнейших проблем общегосударственного значения. В 1999 году была разработана "Комплексная программа обеспечения жильем военнослужащих и членов их семей", которая была утверждена президентом и кабинетом министров. До 2006 года предусмотрено строительство почти 55 тыс квартир.

Но необходимые финансовые средства государственным бюджетом не учитываются в полном объеме. Поэтому мы развернули работу по обмену избыточного имущества вооруженных сил Украины, в том числе - недвижимого, на жилье. В прошлом году построено и передано под заселение военнослужащими 3 тыс 515 квартир, что 40 проц больше чем в 2000 году. В нынешнем году мы также выходим на уровень 3 тыс 500 квартир.

За минувшее десятилетие мир разительно изменился. Бывшие "вероятные противники" стали если не союзниками, то партнерами. На наши границы вышел Североатлантический союз. Как изменилось отношение украинской армии к новым угрозам и вызовам, в том числе и к международному терроризму? Как складываются отношения и взаимодействие украинской армии с российской армией, с армиями других стран СНГ?

- Трагедия 11 сентября в США поставила международный терроризм в ряд наиболее острых глобальных проблем безопасности человечества. Что могут противопоставить ему вооруженные силы Украины? Это комплекс вопросов, четкого ответа на которые не дают ни военная история, ни существующие прогнозы развития военного дела. Однако есть возможность предупреждать террористическую деятельность и сами эти акции, защитить важнейшие объекты от террористического нападения, уменьшать последствия таких нападений, быстро восстанавливать работу самих объектов. А для проведения специальных операций привлекать разведывательные, аэромобильные, десантно-штурмовые и другие части и подразделения, противовоздушную и противоракетную оборону. Все это мы стараемся делать.

Кстати, в интересах антитеррористической борьбы могут быть использованы также определенные формы и способы применения вооруженных сил в миротворческих операциях. В рамках миссий ООН практический опыт выполнения миротворческих задач получили уже более 14 тыс наших солдат и офицеров. Сегодня наши контингенты выполняют задачи по поддержанию мира в Южном Ливане, в Сьерра-Леоне и Косово. Их опыт и хорошая подготовка высоко ценится мировым сообществом. Наглядным примером тому служит предложение министерства обороны Бельгии ввести в состав бельгийско-румынско-люксембургского миротворческого батальона украинский компонент в составе 92-й отдельной аэромобильной роты и 11-го отдельного инженерно-саперного взвода. И 6 декабря украинские миротворцы прибыли в населенный пункт Лепосовичи, к месту постоянной дислокации многонациональной бригады "Север" сил КФОР.

Что касается сотрудничества в военной сфере со странами СНГ, то оно осуществляется на двусторонней основе и имеет взаимовыгодный характер. При этом особое внимание отводится укреплению отношений с вооруженными силами стран, с которыми Украина имеет общие границы. Такой подход в целом отвечает национальной политике нашей военной безопасности, создания вдоль внешней границы государства надежной полосы мира и стабильности.

Не могу не спросить о Севастополе, о взаимодействии ВМС Украины и Черноморского флота России, о проблемах, которые время от времени возникают в местах их базирования. Нет ли здесь политиканства вокруг действительно непростой ситуации базирования двух флотов в одном тактическом районе?

- Проблемы Черноморского флота и города Севастополя в свое время были решены не полностью. Впрочем, это вовсе не означает, что наши страны не стремятся к их разрешению. Прибавляет оптимизма тот факт, что в довольно продолжительном переговорном процессе /уже состоялось 33 тура/ отчетливо прослеживается положительная тенденция в наших отношениях и взглядах на существующие проблемы. Например, для дальнейшего регулирования условий временного пребывания ЧФ РФ на территории Украины в составе Смешанной украинско-российской комиссии по сотрудничеству создана подкомиссия, национальные части которой возглавляют вице-премьеры наших стран.

За последние годы мы с Россией решили очень много вопросов, подписав целый ряд документов. При этом мы помнили и будем помнить главное - флоты Украины и России, имея в основе тесные исторические связи, дружбу и сотрудничество, проводят общие учения, тем самым укрепляют добрососедские отношения двух стран, а это отвечает коренным интересам обоих народов, служит делу мира и международной безопасности. Такой подход полностью отвечает духу новой Концепции украинско-российских отношений, которая закреплена в широкомасштабном договоре между Украиной и Российской Федерацией.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала