Рейтинг@Mail.ru
Московскому Союзу художников 70 лет - РИА Новости, 05.06.2008
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Московскому Союзу художников 70 лет

Читать ria.ru в
Практически все направления изобразительного искусства сегодняшней России - от реализма до постмодернизма и новой визуальности - объединит выставка "70 лет Московскому Союзу художников". В пятницу масштабная экспозиция, которой Московский Союз художников завершает юбилейный год, открывается в Центральном выставочном зале "Манеж". Десятки авторских имен и сотни картин, скульптур, рисунков, инсталляций, созданных мастерами разных поколений, заполнят самое знаменитое выставочное пространство в центре столицы. Свыше 1 тыс 200 художников объединяет ныне одно лишь Товарищество живописцев МСХ, сменившее Секцию живописи Московского отделения Союза художников СССР - прославленного МОСХа. История этой организации отразила историю искусства всей России в советские годы, да и в целом историю страны. И Союз художников, и Союз писателей СССР были образованы вслед за печально известным постановлением ЦК ВКП(б) от 23 апреля 1932 года "О перестройке литературно-художественных организаций". Согласно...
МОСКВА, 20 декабря. /Корр. РИА "Новости" Елена Титаренко/. Практически все направления изобразительного искусства сегодняшней России - от реализма до постмодернизма и новой визуальности - объединит выставка "70 лет Московскому Союзу художников". В пятницу масштабная экспозиция, которой Московский Союз художников завершает юбилейный год, открывается в Центральном выставочном зале "Манеж".

Десятки авторских имен и сотни картин, скульптур, рисунков, инсталляций, созданных мастерами разных поколений, заполнят самое знаменитое выставочное пространство в центре столицы. Свыше 1 тыс 200 художников объединяет ныне одно лишь Товарищество живописцев МСХ, сменившее Секцию живописи Московского отделения Союза художников СССР - прославленного МОСХа. История этой организации отразила историю искусства всей России в советские годы, да и в целом историю страны.

И Союз художников, и Союз писателей СССР были образованы вслед за печально известным постановлением ЦК ВКП(б) от 23 апреля 1932 года "О перестройке литературно-художественных организаций". Согласно ему на месте противоборствующих группировок, исповедующих различные художественные принципы и методы работы, создавались единые союзы писателей, композиторов, художников.

"Тем самым как бы клался предел левацкому экстремизму объединений типа РАППа /Российская ассоциация пролетарских писателей/ или РАПХа /Российская ассоциация пролетарских художников/. Это сулило в равной мере благоприятные условия для тех мастеров, кого еще вчера жестоко третировали за "попутнические" позиции", - пояснил в интервью РИА "Новости" заведующий кафедрой истории отечественного искусства МГУ им. М.В.Ломоносова, член-корреспондент Российской Академии художеств, доктор искусствоведения Александр Морозов. По его словам, это постановление "критиковало практику т.н. "пролетарских", наиболее агрессивных группировок, занятых политическим шельмованием всех и вся с помощью социологической фразеологии".

На деле партийная директива запрещала прежнее, характерное для России с конца 19 века, многообразие литературных и художественных объединений. С 1932 года право на жизнь в СССР имели только творческие организации, санкционированные "сверху". Стремясь к тотальному контролю над "инженерами человеческих душ", Сталин велел "объединить всех писателей, поддерживающих платформу советской власти и стремящихся участвовать в социалистическом строительстве, в единый союз" и "провести аналогичное изменение по линии других видов искусства". В Союз художников СССР, имеющий региональные отделения, вошли члены Ассоциации художников революционной России, Общества искусства социалистического строительства, РАПХ, Общества художников книги, группы "Октябрь", Общества русских скульпторов и иных объединений, зачастую совершенно несхожих по стилю и духу.

Несмотря на столь мрачные обстоятельства появления на свет, художники с теплом вспоминают дату 25 июня 1932 года, ставшую днем рождения единого Московского Союза художников /сначала МОСХа, после 1993 года - МСХ/. Секцию живописи в его составе, к примеру, возглавил выдающийся художник Сергей Герасимов, да и в целом история Союза неотделима от сонма талантов. Позже, в годы "оттепели", МОСХ стал оплотом новаторов, идущих на эксперименты и противостоящих "официозу". Перечисление самых ярких мастеров в рядах МОСХ - МСХ стало бы равносильно дайджесту истории российского искусства в лучших его проявлениях: не требуется особых комментариев к именам Аристарха Лентулова, Александра Дейнеки, Сарры Лебедевой, Аркадия Пластова, Алексея Сотникова, Виктора Попкова, Павла Никонова и др.

Как ни парадоксально, сегодня многие художники России, где ныне возродилась творческая "вольница", испытывают тоску по прежним временам. Союз помогал им с выставками и заказами, посылал в творческие командировки, публиковал журналы и альбомы, обеспечивал мастерскими, путевками и пенсией. В условиях рыночной экономики рядовые творческие работники - крепкие профессионалы, однако не достигшие громкой славы и крупных гонораров, - ощущают себя "социально незащищенными, брошенными на произвол судьбы", рассказали РИА "Новости" в правлении МСХ. Поэтому выставки с нетерпением ждали не только как случая показать свои "наработки", но и как повода всерьез поговорить о судьбах товарищей по цеху, поднять наболевшие проблемы.

Знаковым выглядит и само место, избранное для экспозиции "70 лет Московскому Союзу художников". За те полвека с лишним, что бывший императорский Манеж, а затем кремлевский гараж служит выставочным залом, он видел бессчетное множество творений искусства. И все-таки не гигантские всесоюзные выставки, "праздничные" и тематические, и не "гуру" вроде Ильи Глазунова, собиравшие длинные очереди, сделали слово "Манеж" нарицательным. По-настоящему вошла в историю легендарная выставка к 30-летию МОСХа, состоявшаяся в этих стенах 40 лет назад. Она прогремела потому, что в декабре 1962 года в "Манеж" на встречу с творческой интеллигенцией приехал первый секретарь ЦК КПСС Никита Хрущев и учинил разгром неортодоксального искусства. Тогда были "осуждены" и классик Роберт Фальк, и ныне живущий Эрнст Неизвестный. Но так вышло, что с нападок Хрущева началась и новая волна репрессий в искусстве, и открытый раскол на "соглашателей" и нонконформистов. Тогда-то и возникло "подполье" - андеграунд, ставший культовым явлением и предметом активного собирательства, чаще всего теперь представляющий Россию в музеях Запада.

Недавно в тех же залах, где партийный лидер беседовал с "формалистами", была показана ретроспектива "Манеж: 40 лет нонконформистского искусства". В развернутую в обширном пространстве "Манежа" юбилейную экспозицию войдут работы и тех авторов, кто выставлялся здесь в 1962 году, и классиков андеграунда второй половины ХХ века, и их молодых последователей и оппонентов. Главными ориентирами в отборе произведений на выставку стали "профессионализм и эстетические достоинства", заверили в МСХ.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала