Рейтинг@Mail.ru
Памятник Булгакову не помешает москвичам - РИА Новости, 05.06.2008
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Памятник Булгакову не помешает москвичам

Читать ria.ru в
Патриаршие пруды, где возводится памятник Михаилу Булгакову, - "место сложное", богатое историко-художественными и литературными реминисценциями, поэтому автор будущего монумента Александр Рукавишников к решению своей задачи "подошел тактично". В интервью корреспонденту РИА "Новости" заслуженный художник РСФСР и Киргизской ССР, народный художник России, действительный член Российской академии художеств "РАХ" Рукавишников выразил уверенность, что при установке памятника в историческом районе "все будет нормально", и многочастная композиция "не будет доминировать в архитектуре и мешать жизни района". Напротив, заверил скульптор, самая значимая по величине часть монумента - т.н. "примус", или подсвеченный фонтан, будет так размещен на краю пруда, что даже позволит проехать на коньках или в лодке прямо под этим сооружением. Одна из его опор прикрепится непосредственно ко дну водоема, а сам "примус" будет слегка наклонен к глади воды, рассказал скульптор. Фигуры писателя, сидящего на...
МОСКВА, 19 декабря. /Корр. РИА "Новости" Елена Титаренко/. Патриаршие пруды, где возводится памятник Михаилу Булгакову, - "место сложное", богатое историко-художественными и литературными реминисценциями, поэтому автор будущего монумента Александр Рукавишников к решению своей задачи "подошел тактично". В интервью корреспонденту РИА "Новости" заслуженный художник РСФСР и Киргизской ССР, народный художник России, действительный член Российской академии художеств "РАХ" Рукавишников выразил уверенность, что при установке памятника в историческом районе "все будет нормально", и многочастная композиция "не будет доминировать в архитектуре и мешать жизни района".

Напротив, заверил скульптор, самая значимая по величине часть монумента - т.н. "примус", или подсвеченный фонтан, будет так размещен на краю пруда, что даже позволит проехать на коньках или в лодке прямо под этим сооружением. Одна из его опор прикрепится непосредственно ко дну водоема, а сам "примус" будет слегка наклонен к глади воды, рассказал скульптор. Фигуры писателя, сидящего на полусгнившей скамейке, и стоящего у края воды Иешуа (Христа), по словам автора композиции, образуют диагональную ось, уравновешивая друг друга по классическим канонам. Рукавишников напомнил, что выполняет "решение, принятое сверху", а его проект "прошел 5 или 6 худсоветов".

С инициативой "установки в Москве памятника выдающемуся писателю" в 1997 году выступил Фонд М.А.Булгакова, поддержанный Министерством культуры РФ, Комитетом по культуре правительства Москвы и Москомархитектурой. Тогда же вышло распоряжение правительства РФ, и вскоре мэр столицы велел организовать конкурс на лучший проект памятника Булгакову. Такой конкурс был объявлен РАХ в июне 1999 года, а уже в октябре в Академии выставлены 12 проектов. Состязание выиграл Александр Рукавишников совместно с архитекторами Александром Кузьминым и Сергеем Шаровым. В октябре 2000 года Юрий Лужков подписал распоряжение "О сооружении памятника М.А.Булгакову в Москве".

Работы по его выполнению требуют быстрых темпов, рассказал представитель заказчика - государственного унитарного предприятия "Гормост" Виктор Екимов: "Мы хотим до наступления лета реконструировать весь район, расчистить территорию, осушить пруд, посадить 20 взрослых деревьев и благоустроить сквер площадью 2,4 га". По словам Екимова, "в городе нет структур", которые мешали бы работе, но ей "препятствуют местные жители". Их действия заказчик расценивает как "хулиганство", но при этом не может назвать имена конкретных "организаторов кампании".

В самом деле, жители окрестных домов резко негативно отнеслись к тому, что в старом уютном квартале, имеющем статус охранной зоны, на территории единственного пруда, оставшегося от некогда тянувшегося с Пресни каскада, появится чужеродное 12-метровое сооружение (такова высота фрагмента композиции Рукавишникова, который именуют "примусом"). На возражения оппонентов, что на сооружение памятника в жилом квартале по решению городских властей нельзя реагировать так, будто он "ставится у вас на даче", москвичи с Патриарших прудов парируют: "Это не у нас на даче, это у нас на родине". Как сообщила в интервью РИА "Новости" москвичка Наталья Чернецова, несколько десятков лет живущая на Патриарших, около 1 тыс человек подписали обращение к мэру столицы Юрию Лужкову, протестуя против монумента. На посланное 1 декабря письмо, где высказано мнение людей от мала до велика, все еще не последовало "никакой реакции столичных властей", подчеркнула Чернецова.

Беспокойство населения микрорайона вызывают как вопросы эстетического восприятия "страшной по своей идее", драматически напряженной скульптуры (хотя ее автор "верно увидел картину взрыва и социального неустройства"), так и правомерность установки крупной архитектурной формы "в уголке камерного парка" - природоохранной зоны. "Зеркало и без того маленького пруда уменьшится на 300 кв метров", заявила Чернецова, а ведь Патриаршие пруды - памятник истории и ландшафтной архитектуры. Водоем размером в гектар исстари известен как каток, описанный во многих мемуарах и в повести Куприна "Юнкера": до 1917 года здесь состязались конькобежцы всей Москвы, популярен он и теперь. А в одном из утраченных ныне домов напротив пруда в 1905 году музыкант-любитель Бекман сочинил для своей дочери всем известную песню "В лесу родилась елочка".

Нельзя не учитывать, считают жители, что монумент сооружается в месте массового отдыха - рекреационной зоне, окруженной старинными домами. Кстати, рядом с прудом с 1976 года уже существует многофигурный памятник Ивану Крылову (скульпторы Андрей Древин и Даниэль Митлянский). Совсем иная по стилистике и грандиозная по размерам "булгаковская" композиция рискует войти в противоречие с устоявшимся историко-художественным обликом места, которое многие москвичи, да и туристы, воспринимают как культовое.

Район Малой Бронной улицы с прилегающими переулками, вблизи Большой Садовой, где в 1922-24 гг. жил Булгаков, в начале 19 века называли Латинским кварталом Москвы - по аналогии со студенческим центром Парижа. Пятачок в центре Белокаменной, очерченный Малой Бронной, Большим и Малым Патриаршими переулками, видел немало замечательных людей: критика Николая Чернышевского, педиатра Николая Филатова, актрису Алису Коонен, композитора Сергея Танеева, открывшего здесь Народную консерваторию, и автора музыки к "Синей птице" Илью Саца. Жили в этом районе и певец Леонид Собинов, писатель Сергей Третьяков, киноактер Борис Андреев, эстрадный чтец Смирнов-Сокольский. Здесь строили зодчие-классицисты, а позже - великий Федор Шехтель, Иван Жолтовский и Моисей Гинзбург. В этих же краях, помимо персонажей "Мастера и Маргариты", "побывали" толстовский Пьер Безухов и героиня романа Данилевского "Сожженная Москва". Дом номер 32 по Малой Бронной, где жили знакомые Булгакова, он описал в рассказе "Спиритический сеанс" и в очерке "Москва 20-х годов". Наконец, совсем неподалеку - легендарный Трехпрудный переулок, где родилась Марина Цветаева.

На стороне скульптора - не только мэрия, но и коллеги по цеху. В интервью РИА "Новости" действительный член РАХ Михаил Переяславец назвал замысел Рукавишникова "элегантным, остроумным, творчески неординарным", но подчеркнул, что "мы не привыкли воспринимать новое". По мнению Переяславца, "ерническое отношение, издевательства и неуместные шутки в тот момент, когда появляется новаторская работа", свидетельствуют о недоброжелательстве и плохом общественном вкусе. "Скульптуру надо смотреть внимательно, т.к. она особенно трудна для восприятия, - считает академик, - и в то же время нужно настраивать людей на доброжелательное отношение, а не на отторжение". Нужно учитывать и опыт зарубежных стран - Англии, США, Германии, где нередко монументы разных авторов и эпох стоят рядом, даже в пределах одной площади.

В активе Рукавишникова - памятники Федору Достоевскому (у здания Российской госбиблиотеки), Юрию Никулину перед цирком на Цветном бульваре, Льву Яшину - на стадионе "Динамо", надгробие Владимиру Высоцкому на Ваганьковском кладбище. Кроме того, много сделано за рубежом, где ныне в основном и работают монументалисты - выходцы из России, сохранившей крепкую художественную школу. Еще в 1980-е годы художник изготовил памятник Ленину в Дании, монументальную композицию "Мама" в Сеуле, позже - модель памятника Петру I в Лондоне.

В последнее время скульптор занят проектом монумента императору Александру II, который должен быть установлен у Боровицких ворот Кремля. Как и в случае с Булгаковым, макет будущего памятника авторы "примеряли" на месте - это возможно только ночью, когда улицы пусты, а пространство просматривается с максимальной точностью. "Как памятник будет "работать" в городской среде - это всегда для художника сюрприз", - признался Рукавишников. Например, фигуру царя решено было уменьшить по сравнению с первоначальным замыслом (она не превысит 5 метров), а фигуру Христа на Патриарших, наоборот, увеличили с 2 метров 30 см до 3 метров. Тем не менее, в "Булгаковиане" авторы добивались "эффекта живого человека": следует помнить, что световоздушная среда оптически меняет размеры и "съедает" скульптуру, отметил Рукавишников. Он убежден, что его творение впишется и в отведенный ему район, и в историю искусства.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала