Рейтинг@Mail.ru
Российско-китайская граница стала безопасной всего 10 лет назад - РИА Новости, 05.06.2008
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Российско-китайская граница стала безопасной всего 10 лет назад

Читать ria.ru в
МОСКВА, 18 декабря. /Военный обозреватель РИА "Новости" Виктор Литовкин/. 18 декабря 2002 года исполняется десять лет событию, положившему начало новых взаимоотношений между Китаем и Россией. В ходе официального визита в Пекин президента Бориса Ельцина там были подписаны два документа, которые назвали тогда фундаментом нашей дружбы и сотрудничества. А именно "Совместная декларация об основах взаимоотношений между РФ и КНР" и "Меморандум о взаимопонимании между правительствами обеих стран по вопросам взаимного сокращения вооруженных сил и укрепления доверия в военной области в районе границы".

Первый из них стал прелюдией к будущему российско-китайскому Договору о добрососедстве, дружбе и сотрудничеству, а второй сделал решительный шаг к окончанию военного противостояния на границе двух государств, которое омрачало наши отношения с конца шестидесятых годов, с кровавой трагедии на острове Даманский.

Именно Меморандум сделал окончательным и бесповоротным вывод наших войск из Монголии, где в управлении общевойсковой армии и четырех общевойсковых и танковых дивизий находилось 75,5 тыс наших военнослужащих, 25 пусковых установок тактических ракет "Точка-У", 2 тыс танков, 2,5 тыс боевых бронированных машин, полторы тысячи артиллерийских стволов и две сотни боевых самолетов.

Правда, после Меморандума прошло еще целых пять лет различных двусторонних и многосторонних встреч и согласований военных руководителей и дипломатов России, Китая и граничащих с Поднебесной государств СНГ прежде, чем 22 апреля 1997 года во время визита в Москву председателя КНР Цзян Цзэминя было подписано "Соглашение между Россией, Казахстаном, Киргизией, Таджикистаном и Китаем о взаимном сокращении вооруженных сил в районе границ".

Пекин пошел тогда на беспрецедентные меры военного доверия. Он принял на себя одностороннее обязательство - не иметь на границе с этими государствами в зоне пятисот километров никаких вооруженных сил, кроме пограничников. Для России и других стран СНГ эта "демилитаризованная зона" была рассчитана на сто километров вдоль границы /исключение составили только некоторые участки в Приморье/. За ее пределами четыре государства могли иметь 130 тыс военнослужащих /из них 120 тыс российских/, 3900 танков /90 проц - тоже наши/, 5800 боевых бронированных машин /наша квота здесь и далее примерно одинакова/, 4500 артиллерийских стволов, 290 боевых самолетов и 434 вертолета.

Подобное "неравноправие" между участниками соглашения объяснялось довольно просто: мы не могли отодвигать свои войска от границы столь же далеко, как и китайцы, потому что это обошлось бы нам очень дорого - в таежной полосе, куда мы вынуждены были бы уйти, нет развитой инфраструктуры, не только военной, но и социальной. Пришлось бы тратить огромные суммы на обустройство гарнизонов, строительство казарм, баз хранения боевой техники и складов для боеприпасов, на разработку аэродромной и полигонной сети, прокладку электросетей, линий связи и железных дорог... Все это было России тогда, да и сейчас, не по карману.

Пекин понял ситуацию, и сокращение войск на китайской границе, особенно по сравнению со стоимостью вывода своих армий из стран Восточной Европы и Прибалтики, для нас оказалось практически бесплатным. Но что, кроме денег, выиграли от Меморандума и Соглашения, а затем и связанной с ними ликвидации своих укрепрайонов на китайской границе мы и что получили китайцы?

Как считают многие военные эксперты, эти достижения для той и другой стороны при желании можно выразить в нескольких тезисах. Во-первых, и это главное - мы создали режим абсолютного доверия, предсказуемости и безопасности на пограничных рубежах. Ни для одной из сторон не существует сейчас угроз концентрации больших военных группировок на тех или иных оперативно-стратегических направлениях, а, следовательно, не существуют и опасения внезапных атак на жизненно важные центры страны или угрозы применения военной силы со стороны соседнего государства.

Все воинские учения, которые проводятся за пределами "демилитаризованных зон", не превышают по своей численности состав одной мотострелковой дивизии /до 10 тыс человек/. Они проходят не чаще одного раза в два-три года и об их проведении, масштабах, целях и отрабатываемых задачах по военно-дипломатическим каналам заранее сообщается партнерам. Те имеют возможность прислать туда своих наблюдателей, получить ответы на интересующие вопросы. То же самое происходит, когда на территории военных округов проходят командно-штабные тренировки, стратегические маневры с применением дальней и истребительно-штурмовой авиации.

Любопытно, что эту атмосферу доверия не омрачило даже заявление бывшего министра обороны России Игоря Родионова, которое он сделал в 1997 году во время визита в Пекин, назвав Китай "потенциальным противником России в ХХ1 веке". В столице Поднебесной расценили эти слова как конъюнктурную попытку генерала "надавить на свое правительство, чтобы получить больше ассигнований на развитие вооруженных сил".

Во-вторых, подписание Меморандума открыло "зеленый свет" военно-техническому сотрудничеству между двумя странами. По оценкам международных институтов стратегических исследований, Китай получил за последние годы из России оружия и боевой техники на сумму, превышающую десять млрд долларов, обрел ощутимое военно-техническое превосходство над своими соседями по региону Южно-Китайского моря. Тайвань, Индонезия, Вьетнам, Малайзия и все прочие сейчас значительно уступают Поднебесной по качеству и количеству своих вооружений. А значит, не смогут составить серьезной конкуренции Пекину при обострении конфликтов по поводу спорных территорий.

Россия, особенно ее дальневосточные регионы, где сосредоточено много градообразующих оборонных предприятий, получают военные заказы Пекина, которые без преувеличения помогают им выживать в нелегких современных экономических условиях. О чем, кстати, не стесняются говорить военные руководители нашей страны. В ходе ноябрьской поездки на Дальний Восток министр обороны России Сергей Иванов прямо сказал, что "сохранить оборонно-промышленный комплекс России можно только за счет поставок военной техники и вооружений в Китай".

И, наконец, в-третьих - по счету, а не по значению - одним из результатов повышения военного доверия на границах России, Китая, Казахстана, Таджикистана и Киргизии стало создание в нынешнем году Шанхайской организации сотрудничества, куда вошли все эти государства, а также Узбекистан. И это не только политическое и экономическое сотрудничество, но также и военное. На недавней встрече министров обороны государств-членов ШОС руководители силовых ведомств открыто заявили о согласовании своих действий в борьбе с международным терроризмом, предотвращением распространения оружия массового поражения, ракетных технологий, создании новой системы безопасности в Центральной и Восточной Азии.

Пока, правда, это только протокол о намерениях, но активная внешнеполитическая деятельность российского руководства, как президента, так и министра обороны, направленная на укрепление мер доверия на Евроазиатском континенте и на создание здесь новой системы безопасности, доказывает: идеи, заложенные десять лет назад в "Совместную декларацию об основах взаимоотношений между РФ и КНР" и "Меморандум о взаимопонимании между правительствами обоих стран по вопросам взаимного сокращения вооруженных сил и укрепления доверия в военной области в районе границы", живут и развиваются на благо обоих народов.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала