Тем не менее, как сообщил в интервью РИА "Новости" заместитель руководителя Департамента по сохранению культурных ценностей /ДСКЦ/ министерства культуры России Виктор Петраков, специалисты Отдела библиотек Минкультуры и сотрудники Российской государственной библиотеки сейчас ведут проверку обнаруженных на этих книгах инвентарных номеров и "загадочных литер".
Правда, пока не удалось выяснить их значение и возможную принадлежность книг к какому-либо из российских учреждений. Однако, "поиски в этом направлении продолжаются",- заверил Петраков.
Как сообщил ранее корреспондент РИА "Новости", эксперты обратили внимание на "профессионально выведенный" библиотечный штамп и инвентарные номера, проставленные на томах первого издания труда Дмитрия Менделеева "Основы химии" /С-Пб, 1869-71/, и на первом издании книги Достоевского "Братья Карамазовы" /С-Пб, 1881/. Именно в 4-томнике "Основы химии" Менделеев впервые опубликовал свою периодическую таблицу элементов.
При этом нет сведений, что данный экземпляр находится в розыске, подчеркнул представитель ДСКЦ Минкультуры.
Вместе с тем, по словам Петракова, сейчас нет веских оснований утверждать, что проданные на "Сотбис" редкие книги попали за рубеж незаконным путем.
"В нашей истории были периоды, когда книги из фондов библиотек активно списывались и даже подвергались уничтожению,- напомнил Петраков.- Но у тех, кому поручалось уничтожить старые книги, часто не поднималась рука бросать их в костер".
Подобные книги люди нередко забирали себе и хранили тайно, и теперь даже специалистов поражают наименования книг, когда-то списанных из библиотек Исторического музея или Эрмитажа.
В настоящее время эти книги возвращаются в оборот на рынке антиквариата и букинистической литературы, и наличие экслибриса какого-либо известного лица повышает их цену. Библиотечные штампы в таких случаях, напротив, вызывают подозрения, поэтому букинисты и дилеры нередко пытаются их вытравливать, даже хотя у книги может быть вполне "чистое" происхождение.
Департамент по сохранению культурных ценностей Минкультуры России, напомнил Петраков, как правило, обращается с просьбой снять книги и прочие антикварные предметы с аукциона, когда есть основания утверждать, что они были похищены или незаконно вывезены из страны.
В целом же Виктор Петраков призвал "не делать трагедию" из того, что российские предметы попадают на международный рынок антиквариата. Это "нормальный процесс культурного обмена и взаимопроникновения", подчеркнул чиновник. При этом, по его словам, ДСКЦ тщательно следит за тем, чтобы в орбиту торговли не попадали вещи, находящиеся в розыске.