Как передает корреспондент РИА "Новости", на слушаниях, которые были организованы думским комитетом по собственности, в частности отмечалось, что управление недвижимым имуществом в России складывается из первичного формирования рынка земли и иной недвижимости, государственного регулирования в сфере земли и иной недвижимости, а также управления имуществом собственником, включая РФ, субъекты РФ, муниципальные образования и частных собственников.
В выступлениях подчеркивалось, что принятая в 1993 году Конституция РФ провозгласила многообразие форм собственности на землю. В результате, по данным думского комитета по собственности, в частую собственность граждан и юридических передано 130 млн га земли, что составляет 7,6 проц территории РФ. По данным ежегодного Государственного /национального/ доклада о состоянии и использовании земель в РФ, правоустанавливающие документы о собственности на землю получили около 45 млн граждан и юридических лиц.
В то же время, участники слушаний указывали на то, что, несмотря на изменения в характере земельных отношений, практические подходы к осуществлению государственного управления земельными ресурсами, находящимися в государственной и муниципальной собственности, не претерпели значительных изменений. По мнению выступающих, государство по-прежнему отождествляет функции государственного управления недвижимостью и управления недвижимостью, находящейся в государственной и муниципальной собственности.
На слушаниях также отмечалось, что неопределенность разделения функций органов власти в сфере недвижимости создает со стороны участников рынка недоверие к этому сектору экономики и служит фактором, сдерживающим его развитие. При этом сам рынок недвижимости лишен стабильности, необходимой для его устойчивого функционирования, что является фактором, сдерживающим приток инвестиций в экономику страны.
Участники слушаний также обратили внимание на то, что проблемы при разграничении государственной собственности на землю возникают и в тех случаях, когда один и тот же земельный участок по действующему законодательству может быть отнесен как к собственности РФ, так и к собственности субъектов РФ и муниципальных образований.
Некоторые участники слушаний отмечали, что к настоящему моменту, на их взгляд, сложились все предпосылки для разработки новой модели управления государственной собственностью. Говорилось о том, что проведена соответствующая большая подготовительная работа по инвентаризации и учету объектов государственной собственности, налажен мониторинг их состояния, из чего, как указывали выступающие, невозможно принятие экономически выверенных управленческих решений.
На слушаниях также говорилось о том, что новая модель управления федеральным имуществом должна оптимизировать структуру федеральной собственности, исходя из необходимости обеспечения выполнения государственных функций и задач.
По итогам слушаний принят ряд рекомендаций. В частности, по мнению участников слушаний, необходимо законодательно закрепить разделение властных и гражданско-правовых функций органов власти на рынке недвижимости.
По мнению ряда выступающих, необходимо организовать работу по классификации федерального имущества.