Как передает корреспондент РИА "Новости", на монографической выставке-публикации, открывающейся в понедельник на Волхонке, музей впервые показывает как единое целое 74 работы одного из замечательных мастеров Северного Возрождения, известного также под именем Лукас ван Лейден.
Старинные авторы писали об этом нидерландце как об истинном вундеркинде, уже в детстве получавшем заказы на картины. Возможно, поэтому историки спорят о дате его рождения /1489 или 1494 годы/, тогда как время его ранней кончины известно точно - 1533 год. С ранних лет Лука Лейденский много и плодотворно работал как гравер, впервые воплотив с помощью резца многие религиозные и светские сюжеты. В своей излюбленной технике гравюры на меди он создал выдающиеся произведения: "Се человек" /1510/, "Голгофа" /1517/, "Танец Марии Магдалины" /1519/ - всего около 170 листов.
Острая жанровая наблюдательность и удивительная экспрессия мизансцен характерны для офортов и ксилографий /гравюр на дереве/ мастера, предвосхитившего гротески Брейгеля Старшего. Работавший в первой трети 16-го века, он повлиял на несколько поколений художников разных стран Европы, от итальянских маньеристов до Рембрандта, кстати, тоже уроженца Лейдена. В живописи, обращаясь к самым разным жанрам, ван Лейден открыл новые стилистические и духовные возможности выражения, выступая тонким психологом, насыщая бытовые сцены философским или политическим подтекстом, тяготея к притче и аллегории.
Первый значительный гравер нидерландской школы и младший современник великого Альбрехта Дюрера, в глазах знатоков искусства своего времени ван Лейден был его равным соперником.
Как отметила в интервью РИА "Новости" куратор выставки, заведующая отделом гравюры и рисунка ГМИИ им.А.С.Пушкина Наталья Маркова, он "даже превосходил немецкого гравера в умении передавать тонкие нюансы светотени и световоздушной среды в пейзаже". Гравюры Луки Лейденского стали редкостью уже в 17-м столетии, а в следующем веке их стали воспринимать как продолжение линии Дюрера. По словам Марковой, лишь ученые 20-го века "вернули мастеру его истинное значение в истории искусства".
Однако работы выдающегося нидерландского гравера в России знают только специалисты, хотя его наследие достойно представлено в собрании ГМИИ. Именно здесь сложилась крупнейшая в России коллекция гравюр ван Лейдена, рисующая полновесную картину его творчества. Большинство листов, превосходных по качеству печати, происходят из известнейших до революции московских коллекций Н.В.Баснина и Н.С.Мосолова.