Рейтинг@Mail.ru
К 70-летию Родиона Щедрина - РИА Новости, 05.06.2008
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

К 70-летию Родиона Щедрина

Читать ria.ru в
Дзен
Мировая пресса называет Родиона Щедрина "одним из самых значительных русских композиторов последнего полувека", а его произведения - самыми исполняемыми /по данным издательства Sikorski "Кармен-сюиту" Щедрина играют в мире каждый день/. Премьеры его сочинений проводят самые знаменитые музыканты, в его балетах блистала Майя Плисецкая, а костюмы для балетных спектаклей делал Пьер Карден.

Родион Щедрин родился 16 декабря 1932 года в Москве в семье профессиональных музыкантов. Тем не менее в детстве особого интереса к музыке он не проявлял. Началась война, эвакуация, и вопрос о музыкальных занятиях возник только после возвращения в Москву. Щедрин стал учеником Центральной музыкальной школы при Московской консерватории.

В конце 1944 года открылось Московское хоровое училище. Набирая штат педагогов, Александр Свешников пригласил Константина Щедрина вести историю и теорию музыки. Щедрин-старший согласился, но попросил зачислить сына воспитанником, и мальчика всерьез захватило хоровое пение.

В 1947 году в училище проводился композиторский конкурс, жюри которого возглавлял Арам Хачатурян. Щедрин оказался победителем соревнования - это был его первый успех в композиции.

В 1950 году Щедрин стал студентом Московской консерватории. Здесь он занимался сразу на двух факультетах - фортепианном и композиторском.

Уже в 50-е годы Щедрин был смелым экспериментатором: его привлекали народные песни, частушки, непостижимое богатство русского фольклора. Впервые тяготение к фольклору с особой силой проявилось в Фортепианном концерте и в балете "Конек-Горбунок", созданных в середине 50-х годов. Оба произведения сразу обратили на себя внимание слушателей и были оценены по достоинству: Первый концерт, прозвучав на Всемирном фестивале молодежи и студентов в Варшаве, был отмечен премией, а балет поставлен в Большом театре.

Балет "Конек-Горбунок" был создан по заказу Большого театра. В двадцать с небольшим лет, начинающий, еще не окончивший консерваторию композитор осуществил крупный замысел, в котором ярко выявились черты его творческой натуры. Все эти черты остались свойственными Щедрину и в дальнейшем: яркие, рельефные интонации, особая выразительность отдельных музыкальных фраз, близких к речевым интонациям, изобразительность музыки, подчеркивающей определенный жест, мимику, пластику движения. Помимо особых приемов выразительности в "Коньке-Горбунке" ярко проявилось особое "щедринское" начало, которое позволило говорить о рождении новой своеобразной творческой личности.

В начале 60-х годов Щедрин создает два крупных произведения, свидетельствующие о зрелости его таланта. Первое из них - опера "Не только любовь" /1961/, второе - концерт для симфонического оркестра "Озорные частушки" /1963/. Музыкальную основу обоих этих произведений составляют русские частушки, в которых отражаются самые различные черты национального характера.

В 1965 году Щедрин завершает Вторую симфонию, написанную в форме 25 прелюдий для оркестра. Это сочинение навеяно образами минувшей войны, с эпиграфом из гражданских стихов А.Твардовского. Через год Щедрин сочиняет Второй фортепианный концерт. В нем проявляется новое свойство музыки композитора: особенная, присущая только Щедрину, четкость и графичность. Прозрачность и графичность станут основными приемами и в блистательной обработке "Кармен" для струнных и ударных, сделанной Щедриным в 1967 году.

1970-е годы обозначили собой новый период в творчестве композитора, главной особенностью которого стал психологизм. Если ранее композитор обнаруживал особое пристрастие к виртуозному стилю, то теперь наиболее значимым для него становится психология героев, глубинный смысл их поступков. Балет "Анна Каренина" стал знаменательной вехой на новом пути. В этом балете Щедрин показал себя как художник, блестяще владеющий различными, фольклорными и современными, стилями, способный в своих произведениях поднимать "вечные" проблемы человеческого бытия, показывать мятежную и страстную жизнь человеческого духа, представлять яркие, многомерные характеры. На основе музыки этого балета было создано в последствии концертное произведение для симфонического оркестра "Романтическая музыка".

В 1979 году в Большом театре состоялась премьера оперы Щедрина "Мертвые души". В основу ее сюжета положена бессмертная поэма Гоголя, по которой композитор сам писал либретто. Свое произведение Щедрин назвал "оперными сценами по поэме Н.В.Гоголя", что в большой мере определило его структуру, мастерски воплощающую в музыке идеи гениального писателя. Щедрин "разделил" содержание оперы на два плана, которые противостоят один другому и одновременно дополняют друг друга. Один представляет персонажей гоголевской поэмы, через него подается сюжетная линия. Другой - мир гоголевской лирики, в нем ярко, точно развивается тема России, которая выражена посредством музыки, очень близкой к народной. Этот план, подобно лирическим отступлениям, которыми изобилует поэма Гоголя, периодически вторгается в действие.

В 1980 году на сцене Большого театра был поставлен балет "Чайка" по пьесе Чехова, музыку которого отличает драматургическая цельность, глубокий психологизм. В 1982 состоялось первое исполнение хоровой поэмы "Казнь Пугачева" на тексты Пушкина. В 1983 было написано "Музыкальное приношение" - произведение для органа и духовых инструментов, созданное к 300-летнему юбилею Иоганна Баха, в 1985 - балет "Дама с собачкой", а в 1988 - "Запечатленный ангел" - хоровая музыка в девяти частях по произведениям Лескова, посвященная тысячелетию крещения Руси.

Продолжающейся напряженной композиторской работе неизменно сопутствовали выступления Щедрина на концертной сцене как исполнителя своих сочинений - пианиста, а с начала 80-х годов и как органиста.

В настоящее время Щедрин живет и работает в Германии. Член Баварской музыкальной академии он по-прежнему является возмутителем спокойствия в музыкальном мире. В 1994 году Щедриным совместно с Ростроповичем была написана опера по роману Набокова "Лолита". Опера, поставленная в Стокгольме, вызвала бурю возмущения в Европе. Российская премьера оперы состоится в 2003 году. В филармоническом сезоне 2001-2002 годов Щедрин стал "композитором года" Питсбургского симфонического оркестра. Практически во всех странах Европы в нынешнем сезоне проходят концерты и торжественные мероприятия, посвященные 70-летию композитора. К этой дате приурочен и международный музыкальный фестиваль "Родион Щедрин. Автопортрет", который прошел со 2 по 12 декабря в Москве и Санкт-Петербурге.

/По материалам Редакции информационно-справочного обеспечения РИА "Новости", 16 декабря/.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала