Первая машина, сконструированная в КБ, которым руководил Миль, была создана более пятидесяти лет назад и получила название ГМ-1 (геликоптер Миля-1). При создании этого образца инженеры старались максимально учесть опыт и зарубежного и отечественного автожиро- и веротолетостроения.
Однако исходить пришлось из реальных возможностей: единственным вертолетным двигателем в СССР был АИ-26ГР конструкции Александра Георгиевича Ивченко (1903-1968 гг.), развивавший мощность до 550 лошадиных сил. Поэтому первый вертолет Миля создавался именно под этот двигатель.
Опытный экземпляр машины был готов в августе 1948 г. и испытан на жесткой привязи в Киеве, а 30 сентября того же года ГМ-1 совершил первый полет с поступательной скоростью 50-100 км в час.
Во второй половине 1950-х годов за рубежом началось создание вертолетов боевого назначения. В 1958 году в СССР также приступили к созданию подобных машин - на базе Ми-1МУ. Первые боевые вертолеты КБ Миля были оснащены двумя кассетами с 12 турбореактивными снарядами ТРС-132, несколько позже - вооруженные пулеметами Михаила Тимофеевича Калашникова и 100-килограммовыми бомбами. Помимо этого, была разработана модификация, оснащенная противотанковым комплексами "Фаланга" с четырьмя управляемыми ракетами 9М17 и "Малютка" с шестью ракетами 9М14. Однако несмотря на то, что противотанковый вариант МИ-1МУ успешно прошел испытания и был рекомендован к принятию на вооружение, серийное производство вертолета было прекращено.
Вместе с тем, Ми-1 стал первым учебным аппаратом, поступившим в военные училища и аэроклубы Добровольного общества содействия армии, авиации и флоту - ДОСААФ СССР. Ми-1 положил начало и крупному серийному производству вертолетов в СССР. Сборная команда СССР неоднократно участвовала и побеждала на этой машине в различных международных соревнованиях: только лишь с помощью Ми-1 было установлено 27 мировых рекордов. По мнению многих зарубежных экспертов, Ми-1 ничуть не уступал лучшим образцам иностранной техники.
Другая легендарная машина - тяжелый транспортный вертолет-гигант В-12, последний в семействе вертолетов, созданных Милем, вобравший в себя ряд оригинальных технических решений, позже успешно примененных на многих вертолетах и самолетах. Эта машина и по настоящее время остается самым большим образцом вертолетной техники в мире: размах крыльев с двумя несущими винтами достигает 67 метров, длина фюзеляжа - 37 метров, высота - 4,4 метра, диаметр винта - 35 метров, даметр колес шасси - 1,7 метра, максимальный вес - 105 тонн. Широкой публике вертолет предстал в июне 1971 года на Международном авиационно-космическом салоне в Ле Бурже.
Пораженные зарубежные журналисты писали затем об этом событии: "Зрелище вертолета В-12, величественно плывущего над Ле Бурже при удивительно низком уровне шума, несмотря на свою мощность 26000 лошадиных сил, запрятанную в двигательные гондолы, заставляет задуматься: неужели почти все вертолетостроение шло по неправильному пути около двух десятилетий". Впервые В-12 поднялся в небо весной 1967 года (разработка его была начата Милем в 1963 году) и за сравнительно небольшой срок на летательном аппарате было установлено восемь мировых рекордов, главный из которых - рекорд грузоподъемности, когда в 1969 году вертолет поднял на высоту 2250 метров груз массой 40,2 тонны. Достижение занесено в Книгу рекордов Гиннесса и уже более 30 лет остается непревзойденным.
Такие мощные вертолеты, как Ми-10К (он же - В-10) и американские Боинг-Вертол CH-47C "Чинук" и Сикорский S-64-F поднимали в воздух 11-15 тонн груза. За успехи, достигнутые КБ Миля при создании В-12, бюро был присужден учрежденный Американской вертолетной ассоциацией II Международный приз им. Игоря Ивановича Сикорского - другого выдающегося авиаконструктора и бывшего соотечественника. Сын последнего - представитель фирмы "Сикорский" в Европе Сергей Игоревич Сикорский - писал: "Перед инженерно-техническим достижением, каким является вертолет В-12, можно только снять шляпу: Этот вертолет является единственным в своем роде и будет использоваться для выполнения уникальных операций: Вертолет заменит железную дорогу там, где до сих пор еще не ступала нога человека". Однако руководство Вооруженных сил СССР, несмотря на отменные характеристики вертолета, отказалось от его использования, мотивировав такой шаг новой постановкой стратегических задач. С тех пор экземпляр В-12 стоит на вечной стоянке в Музее авиации и комонавтики в подмосковном поселке Монино.
Основной вертолет Вооруженных сил РФ - Ми-24 - имеет на сегодняшний день около 20 модификаций, очень популярен за рубежом и участвовал в более чем 30 вооруженных конфликтах. Ми-24 зарекомендовал себя как отличная боевая машина - его участие в ирано-иракской войне 1980-1988 годов показало преимущества вертолета даже перед истребителем F-4 "Фантом" производства США.
Московский вертолетостроительный завод им. М.Л. Миля производит порядка 95 проц гражданских вертолетов в РФ, а его продукция экспортируется более чем в 60 стран мира.
За всю историю существования бюро Миля в его стенах было сконструировано 15 типов вертолетов и около 200 их модификаций. Всего на заводах предприятия было произведено около 30 тыс летательных аппаратов. Доказательством выдающихся характеристик вертолетов марки "Ми" служит тот факт, что на этих машинах (в частности, Ми-1, Ми-6, Ми-10, В-12) установлено более 150 официальных мировых рекордов, в том числе около 100 - абсолютных.
/По материалам Редакции информационно-справочного обеспечения РИА "Новости"/.