Конституция РСФСР 1918 года установила, что верховным органом власти в стране является Всероссийский съезд Советов, а в период между съездами - Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет /ВЦИК/. Съезд Советов мог отменить любой акт любого органа власти, противоречащий Конституции или актам Съезда Советов. ВЦИК имел право отменять или приостанавливать постановления и решения Совета Народных Комиссаров (СНК). В дальнейшем такой же функцией был наделен Президиум ВЦИК.
Вторая Конституция принята в 1924 году /в связи с образованием СССР/. Верховным органом государственной власти стал Съезд Советов СССР, в период между съездами - Центральный Исполнительный Комитет /ЦИК/ СССР, а в период между сессиями ЦИК СССР - Президиум ЦИК СССР. ЦИК СССР имел право отменять и приостанавливать акты любых органов власти на территории СССР /за исключением вышестоящего - Съезда Советов/. Президиум ЦИК имел право приостанавливать и отменять постановления СНК и отдельных народных комиссариатов СССР, ЦИК и СНК союзных республик. Акты съездов Советов союзных республик Президиум ЦИК мог лишь приостановить, передав вопрос об их отмене на рассмотрение ЦИК СССР. На практике Президиум ЦИК СССР, как правило, не отменял акты, признанные им неконституционными, а предлагал органу, их издавшему, привести их в соответствие с законодательством. Верховный Суд СССР имел право по собственной инициативе делать представления о приостановлении и отмене не соответствующих Конституции СССР постановлений и распоряжений центральных органов и союзных наркоматов; по требованию ЦИК СССР давал заключения о законности актов органов власти союзных республик; разрешал судебные споры между союзными республиками.
Конституция СССР 1936 года /"сталинская"/ окончательно утвердила приоритет союзного законодательства над республиканским. В ней не было предусмотрено право республиканских органов приостанавливать или опротестовывать акты союзных органов. Контроль за соблюдением Конституции СССР и соответствии ей республиканских конституций был отнесен к ведению Союза ССР, но конкретный орган, осуществляющий этот контроль, в Конституции не указан. Президиуму Верховного Совета СССР Конституцией было предоставлено право толкования законов и право отменять противоречащие Конституции акты союзного и республиканских совнаркомов /советов министров/. Вопросы конституционности нормативных актов также рассматривались Президиумом Верховного Совета СССР.
Принятая в 1977 году новая /"брежневская"/ Конституция СССР сохранила существовавший порядок осуществления конституционного контроля и конкретно указала эту функцию в списке полномочий Президиума Верховного Совета СССР.
После распада СССР, в новых исторических условиях Россия, как и другие союзные республики, провозгласила свою независимость /"Декларация о государственном суверенитете РСФСР" от 12 июня 1990 года/. В Декларации закреплено новое название - Российская Федерация и заявлено о необходимости принятия новой Конституции России. В 1993 году Президент РФ созвал Конституционное совещание для разработки новой Конституции. В его работе приняли участие представители политических партий и движений, ученые, представители субъектов РФ, народные депутаты России и другие. Референдум по принятию новой Конституции был проведен 12 декабря 1993 года одновременно с выборами законодательного органа России - Федерального Собрания. В референдуме приняли участие 54,8 процента зарегистрированных избирателей, из них высказались за Конституцию 58,4 проц.
Конституция РФ 1993 года была принята в сложный переходный период и стала одним из важнейших факторов стабилизации новых государственных и экономических структур. Конституция 1993 года существенно изменила структуру высших органов государственной власти, сделала серьезный шаг по пути усовершенствования федеративного устройства России. В Конституции особо подчеркнуты ее значимость как основного источника права, ее прямое действие, особенно норм о правах и свободах гражданина, которые определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти. Конституция не предписывает, как это было ранее, единой экономической системы, основанной на государственной собственности, а в равной мере защищает все формы собственности, обеспечивая свободу развития гражданского общества.
12 декабря 2001 года Президент РФ Владимир Путин, выступая на торжественном приеме в Государственном Кремлевском дворце по случаю Дня Конституции России, в частности, сказал, что в 1993 году, когда принималась нынешняя Конституция, российский народ голосовал за "правовое государство, демократию и свободу", а также "против распада Федерации, против слабой государственности и неэффективной экономики". По сути, отметил Владимир Путин, 12 декабря 1993 года "мы выбирали будущее России".
Выступая на встрече с членами Комиссии по правам человека при Президенте РФ 10 декабря 2002 года, Владимир Путин сказал: "Вы знаете, что в следующем году исполняется десять лет нашей Конституции. В ней основные права и свободы человека продекларированы высшей ценностью и заложены как нормы прямого действия. Должен сказать, что, конечно, это большое достижение. Однако к практической реализации этих норм все еще много, очень много вопросов. Фактически, есть большой разрыв между конституционными гарантиями и реальными возможностями людей по их реализации".
/По материалам Редакции информационно-справочного обеспечения, 12 декабря/.