Комментируя итоги встречи, российский вице-премьер Виктор Христенко подчеркнул, что в данный момент важна как можно более точная оценка рисков, связанных с реализацией новых проектов.
Это значит, что работа над ними будет продолжаться - возможно, не так быстро, как хотелось бы, но и не настолько медленно, чтобы отодвинуть их осуществление в неопределенное будущее.
Прежде всего это касается плана Северо-Европейского газопровода, который привозили в Брюссель представители "Газпрома". Это наиболее амбициозный транспортный проект российских газовиков за последние 20 лет. Он предусматривает, в частности, прокладку газопровода от месторождений Ямала по дну Балтийского моря в Великобританию с отводами в Калининградскую область, Германию, Данию, Швецию и Финляндию.
Если все пройдет по задуманному плану, то в 2007 году газ из Ямало-Ненецкого автономного округа впервые начнет поступать в страны Европейского Союза и НАТО, минуя транзитные государства Восточной Европы.
Стоит напомнить, что когда в 70-х годах прошлого века в Москве прорабатывали возможные маршруты экспортных газопроводов в страны Общего рынка, то экономический интерес тесно сопрягался с политическим расчетом. Советскому руководству было важно, используя открывающиеся возможности, теснее привязать к СССР страны Варшавского блока. Газовый транзит, как тогда казалось, открывал для этого блестящие перспективы.
Сегодня такие подходы, мягко говоря, не в моде. Коммерческие интересы российских компаний и стремление политических лидеров страны к достижению конкурентоспособности России в мире требуют снижения экономических издержек, а следовательно, торговли без посредников - причем везде, где только можно. И к газу, как к стратегическому российскому экспортному товару, это относится в первую очередь.
Ведь какими бы теплыми и доброжелательными ни были отношения России с транзитными странами, ей всегда придется платить им за услуги. Кроме того, существует проблема перепродажи российского газа транзитными странами - европейское законодательство не только не запрещает, но даже поощряет этот процесс. Так что выходить на рынок напрямую гораздо выгоднее - современные транснациональные компании, определяющие в наши дни экономическую погоду в большинстве регионов мира, и создавались во многом для того, чтобы минимизировать торговые издержки. Очевидно, что и Россия сейчас двигается в том же направлении.
Впрочем, выгоды от прямого транзита - не единственная цель, которую преследуют российские представители, предлагая европейским партнерам новый проект. Его стоимость, по некоторым оценкам, может составить около 30 млрд долларов - это огромные инвестиции, в которых остро нуждается российская промышленность.
Однако борьба за эти инвестиции может быть и долгой, и изнурительной. С одной стороны, конкуренцию российским газовикам составляют их коллеги из Норвегии и стран Южного Средиземноморья. С другой - в самом Европейском Союзе существуют влиятельные силы, которые не хотели бы увеличивать энергетическую зависимость ЕС от России. Поставки российского газа уже сейчас составляют около трети всего газового экспорта Объединенной Европы, и эту черту многие называют критической.
Правда, со сторонниками этой точки зрения спорит сама экономическая динамика в Европе. Согласно прогнозам ряда ведущих европейских экспертов, потребление газа в ЕС в ближайшие двадцать лет вырастет как минимум вдвое - до 800 млрд куб м в год. Это связано прежде всего с продолжающимся переходом европейской электроэнергетики на газовое топливо, отказом от атомных электростанций, высокими затратами на добычу угля. Отказываться от близкого и дешевого российского газа в такой ситуации было бы по меньшей мере недальновидно.
Кроме того, есть политические причины, подталкивающие европейцев на большее энергетическое сближение с Россией - нестабильность на Ближнем Востоке, желание ослабить зависимость Европейского Союза от поставок из стран ОПЕК.
Все это позволяет сделать вывод: весьма вероятно, что в ближайшие десятилетия главное направление энергетической активности России, как и тридцать лет назад, будет по-прежнему нацелено на Западную Европу. Даже несмотря на то, что в последние годы Россия стремится проводить многовекторную энергетическую политику, в частности, привлекает к разработке крупнейших в мире сибирских газовых месторождений Китай, Японию и Южную Корею.
В пользу Европы говорит весьма успешный предшествующий опыт энергетического сотрудничества. Расширять наработанные связи всегда проще, чем начинать с нуля. Так что, хотя первые наброски плана Северо-Европейского газопровода появились всего три года назад, у него есть хорошие шансы реализоваться раньше других аналогичных проектов, имеющих более продолжительную историю.