> Николай Озеров родился 11 декабря 1922 года в Москве, в артистической семье, и с детства впитал в себя "запах кулис", которым дышала квартира его родителей. Впитал его так сильно, что он сопровождал его впоследствии всюду - и не только на сцене, но и на теннисном корте и в комментаторской кабине. И это удачное сочетание спортивных способностей с артистическими задатками, "виноваты" в котором и судьба, и родители, и стало потом определяющим в выборе главной профессии Николая Озерова.
Его отец, тоже Николай Озеров, народный артист России, был известным оперным певцом-тенором, 35 лет работал в Большом театре, а мать училась на театральном факультете Государственного института кинематографии, и лишь из-за рождения сыновей /старшего Юрия, будущего кинорежиссера, народного артиста СССР, и младшего Николая/, вынуждена была бросить учебу.
Семья Озеровых отличалась особой музыкальностью. "Звезды" столичной оперы, часто гостившие в доме отца, прочили и маленькому Коле блестящее будущее талантливого пианиста. Интерес к музыке не покидал Озерова на протяжении всей жизни. Он знал наизусть все оперные партии, когда-либо звучавшие со сцены Большого театра и время от времени шутил: "Знал бы, что дирижеры зарабатывают так много, не позволил бы себе увлечься спортом".
А увлечение спортом пришло очень рано. Теннисом он занялся в 9 лет, а в 14 стал учеником открывшейся в Москве школы знаменитого французского теннисита Анри Коше. Спустя 3 года Николай Озеров уже абсолютный чемпион Москвы среди юношей, а спустя год выигрывает и первенство столицы среди мужчин.
Его теннисная карьера была поистине блистательной. С 1940 по 1958 годы он 45 раз выигрывал первенство СССР в одиночном и парных разрядах. Озеровские "пушечные" подачи ветераны до сих пор вспоминают с восторгом и говорят, что даже нынешним мировым асам ракетки трудно было бы справиться с такими подачами.
19-летний Озеров был уже известным теннисистом, когда поступил в 1941 году на актерский факультет Государственного института театрального искусства /ГИТИС/. Но вскоре началась война - фашистская Германия напала на СССР. Осенью, когда немцы подошли к Москве, Озеров стал участником акции, аналогов которой в мировом спорте нет. В Москве остались тогда только три теннисиста /остальные были на фронте/, и чтобы показать, что город не боится врага и живет нормальной жизнью, их стали возить на мотоцикле с одного стадиона на другой, где они играли друг с другом. Эти встречи транслировались по радио на всю Москву. За участие в этих матчах Озерову присвоили звание мастера спорта, а вместе с ним и продольственную карточку /в стране была уже карточная система/ научного работника, на которую потом питались все его товарищи. А в 1944 году 22-летний Озеров стал обладателем почетнейшего для советского спортсмена звания - заслуженного мастера спорта.
Когда Озеров закончил учебу в ГИТИСе, он получил направление в один из лучших театров страны МХАТ. Там поначалу скептически отнеслись к молодому актеру, который прекрасно /даже артистически/ смотрелся на корте, но "сцена - это нечто иное", иронизировали старожилы театра. Однако очень скоро им пришлось признать, что у Озерова - несомненный актерский талант. Он выступал на сцене МХАТа около 30 лет, сыграв свыше 20 ролей. Особенно запомнились его Бенжамен в "Школе злословия" Шеридана, Фабиан в "Двенадцатой ночи" Шекспира, мистер Тутс в "Домби и сын" Диккенса. В 1975 году он снялся вместе с популярнейшим советским киноактером Анатолием Папановым в фильме "Одиннадцать надежд". Это был его кинодебют.
Но за 25 лет до этого состоялся другой дебют Николая Озерова, ставший главным в его жизни. 29 августа 1950 года Озеров впервые объединил дар актера и спорстмена, когда старейший советский радиокомментатор Вадим Синявский дал ему микрофон во время футбольного матча лучших команд страны ЦДСА и "Динамо". А потом были репортажи из 50 стран, в том числе с 17 Олимпийских игр, 9 чемпионатов мира по футболу, 30 мировых хоккейных первенств. Именно Озеров с приходом спорта на "голубой" экран стал первым в стране спортивным телекомментатором, мастерство которого и сегодня остается недосягаемым образцом для нынешнего поколения представителей этой профессии. И это мастерство было отмечено званием "Народный артист России", Олимпийским орденом, национальной премией ТЭФИ - за личный вклад в развитие российского телевидения, другими наградами.
Сейчас, когда его нет /он умер 2 июня 1997 года/ все чаще вспоминаешь о старых озеровских репортажах, о том далеком уже времени, кажется, что всякий раз, когда Николай Николаевич садился за микрофон, советские спортсмены неизменно побеждали. Конечно это не так, в нас говорит, прежде всего, ностальгия по эпохе великих побед. Правда же в другом. Как только из динамиков раздавалось: "Внимание! Телевидение Советского Союза начинает прямую трансляцию...", озеровский голос воспринимался как предвестник победы и вселял уверенность, что все будет хорошо. Три поколения советских людей жили с этой уверенностью, которая закончилась только тогда, когда Озеров ушел из телевидения, но не из душ благодарных болельщиков.
Одной из его любимых ролей в театре была роль Хлеба в спектакле "Синяя птица" Мориса Метерлинка. Есть у этого персонажа такие удивительно проникновенные, полные печали и вместе с тем надежды и оптимизма слова: "Дорогие Тилтиль и Митиль, вы больше не услышите моего голоса, но я всегда буду с вами... Я ваш преданный друг..." Николай Озеров был и остается преданным другом миллионов россиян.