В Соединенных Штатах этот документ ждут чуть ли не как "момент истины". Вашингтон, если судить по недавнему высказыванию президента Джорджа Буша, намерен сравнить иракский список с данными своей разведки и сделать соответствующие выводы.
С какой разведывательной информацией собираются сравнивать американские специалисты иракский список, не известно. До сих пор Белый дом никому не представил убедительных доказательств того, что Ирак располагает ОМУ. Не нашли его следов в Ираке и инспекторы ООН, хотя они тоже пользуются в своей работе разведывательной информацией и этого не скрывают.
Резолюция СБ ООН 1441 прямо призывает все государства-члены ООН оказать содействие миссии инспекторов ЮНМОВИК и МАГАТЭ в Ираке, в том числе "путем предоставления любой информации, касающейся запрещенных программ".
Однако, похоже, что сами Соединенные Штаты, хотя и являются наряду с Великобританией спонсорами этой резолюции, такой информацией с инспекторами не поделились. Во всяком случае, как сказал на недавней пресс-конференции в Багдаде руководитель группы ЮНМОВИК в Ираке Деметрос Перрикос, информация, которой располагают инспекторы, и та, которой может располагать президент Буш, отличаются друг от друга. Думаю, сказал он, "она /информация/ сильно отличается".
Возникает вопрос, почему Вашингтон не хочет поделиться с инспекторами своей информацией, если она у него есть? А может быть ее нет, как и запрещенного оружия в Ираке? Или Белому дому удобней сверять иракские данные с той информацией, которую никто не может перепроверить?
Все эти вопросы, как вообще игра вокруг инспекторов и этого "всеобъемлющего заявления" вызывает в Ираке большое беспокойство.
"Тут, как не крути, все плохо получается, - говорит иракский врач Камаль Аль-Обейди. - Я лично, как, впрочем, и многие мои соотечественники, не сомневаюсь в том, что США готовятся совершить вооруженную агрессию против Ирака. Ну а в качестве предлога они могут воспользоваться этим иракским заявлением".
"Если Ирак скажет в нем, что у него нет ОМУ, а я уверен, - говорит доктор Камаль, - что так оно и есть, подтверждением чего служат и бесплодные поиски инспекторов ООН, то Вашингтону это не понравится. Придется что-то придумывать еще. Ну а если Ирак скажет, что у него есть ОМУ, к чему они нас усиленно толкают, то это очень их обрадует, так как станет подтверждением их обвинений в адрес Ирака".
Доктор Камаль - попутчик корреспондента РИА "Новости" в машине, идущей в один из священных городов шиитов Кербеллу. Помимо нас в ней еще три человека. Один из них - средних лет иракец, которого зовут Аднан Юсеф. Он - рабочий строитель.
"Я еду на могилы моих родителей и близких, - говорит Аднан. - Так велит обычай, в дни праздника разговения побывать на кладбище. У меня там похоронены не только родители, но и два брата, три сестры, жена и дочь. Все они погибли во время бомбардировки в 1991 году. Меня самого дома не было. А когда я вернулся, то на месте дома ничего не увидел. В живых чудом осталась одна сестра. Она была ранена в спину. С тех пор парализована".
"Нашему руководству, конечно, виднее, пускать в страну инспекторов или нет, но, будь на то моя воля, - вступает в разговор пожилой мужчина, которого зовут Ахмед Аль-Джибури, - я бы не разрешал этим шпионам приезжать в Ирак". "Чего вообще хотят от нас эти американцы? - вопрошает он, - У нас и так ничего не осталось. Посмотрите, как мы живем. Что еще мы можем им отдать?".
"Нефть, - отвечает ему четвертый пассажир, оказавшийся инженером-нефтяником. - Именно нефть - главная причина американского желания напасть на Ирак. Американцев устраивает цена на нефть в 10 - 11 долларов за баррель. Контроль над иракской нефтью позволит им опустить ее до этого уровня и удерживать в этих пределах, что благотворно отразится на их экономике".
"Все просто, - заключает инженер, - они хотят решить свои проблемы за счет других народов. А оружие - это предлог. Что кроме Ирака негде искать оружие? А послушать их, так страшнее Ирака и зверя нет. Угроза всему миру. И это при том, что войной и блокадой они развалили всю нашу экономику. Кому и чем мы можем угрожать?".
"Конечно, оружие это предлог, - соглашается с ним доктор Камаль. - Поэтому я и говорю, заявление Ирака о том, что у него нет запрещенного оружия, ничего не изменит. США нужна война - не мы же ее сами, в конце концов, хотим начать, - и они ищут любой повод для того, чтобы ее оправдать".