Как передает корреспондент РИА "Новости", в понедельник корабли ВМС Испании и Португалии вынудили "Московский фестиваль" покинуть простирающуюся на 200 миль от берегов этих стран зону их "экономических интересов" во исполнение их совместного решения, поскольку плавающий под флагом Мальты танкер устаревшей однокорпусной модели и построен более 15 лет назад.
Решение о том, что такие "опасные" суда будут выдворяться из их вод были приняты 26 ноября Испанией и Францией, к которым затем присоединились Италия и Португалия, а в четверг Марокко.
Однако ограничения перестали действовать, когда "Московский фестиваль" в среду приблизился вплотную к испанским берегам, придя в пункт назначения - английскую колонию Гибралтар на территории Испании.
Мадрид не пожелал вступать в дипломатическую конфронтацию с Лондоном по этому поводу.
Как пишет газета "Паис", в этом причина того, что испанские власти, которые не могли "стерпеть" передвижения "Московского фестиваля" у своих берегов около Галисии, "стерпели" его появление около Гибралтара.
Тщетными оказались и протесты властей соседних с Гибралтаром испанских районов, опасающихся аварии "устаревшего" танкера у своих берегов.
Аналитики считают, что принятые в спешном и одностороннем порядке Испанией, Францией, Италией, Португалией и Марокко меры против "опасных" танкеров сами по себе не могут решить проблему. В частности, как указывают специалисты, с момента принятия этих мер только в портах Испании побывали 80 танкеров, не отвечающих новым требованиям. Из них 50 входят в "черный список" Международной морской инспекции, а 9 несколько раз изгонялись из портов стран Евросоюза, так как они грубо нарушают нормы безопасности.
Испанские танкеры тоже не отвечают новым требованиям - они устаревшей конструкции и более трети много старше 15 лет.
Кроме того, принятые Испанией и Францией и поддержанные другими странами нормативы в отношении танкеров не встречают поддержки у других стран ЕС, в первую очередь у Великобритании и Греции. Как считают испанские специалисты, эти страны не желают терять крупные экономические выгоды от обслуживания танкеров в своих портах.
Показательно, что датский лоцман Йенс Йорген Туессен, который проводил танкер "Престиж" вдоль берегов Дании, еще 21 ноября заявил, что судно не могло нормально плавать, так как на нем не работали радарная установка и автоматическая система, предупреждающая о возможности столкновения.
По сообщениям испанских СМИ, лоцман заявил, что танкер годился только на металлолом и его нельзя было выпускать в плавание.
Когда его спросили, почему он не сообщил об этом, Туессен ответил, что это ничего бы не дало, а он в таком случае рисковал потерять работу.