Музыкальный фестиваль, по традиции знаменующий наступление зимы в Пушкинском музее и основанный великим пианистом еще в ту пору, когда Россию и Западную Европу разделял "железный занавес", проводится уже в 22-й раз. В 2002 году, по словам директора ГМИИ Ирины Антоновой, он стал по-настоящему международным, а его девиз - "Образы Италии. Музыка и живопись".
В этом году декабрьские морозы Москвы должно растопить яркое солнце Венеции - именно этому легендарному городу посвящены две выставки, украсившие к фестивалю залы музея. Одна из них - "Живопись Венеции 18-го века из собраний ГМИИ им.А.С.Пушкина" - приурочена к выходу в свет 2-томного научного каталога итальянской живописи из собрания музея, который включил в себя свыше 500 произведений.
Демонстрируя 60 с лишним работ венецианских художников 18-го века /это отец и сын Тьеполо, Франческо Гварди, Себастьяно Риччи, Антонио Каналетто, Бернардо Белотто и др./, музей напоминает о безупречном качестве своего художественного собрания, особенно в его итальянской части. Несколько картин /пейзажи Каналетто, Мариески, Белотто/ происходят из Эрмитажа, куда поступили еще при Екатерине П, работы Тьеполо и Петтони - из коллекции князя Николая Юсупова, есть и шедевры, поступившие в музей от московских собирателей-меценатов /например, два пейзажа Гварди когда-то принадлежали Дмитрию Щукину/.
Мифологические композиции, аллегории и прославившие венецианскую школу пейзажи-ведуты, где документальная точность соединяется с поэтичным восприятием реальности, в соединении в сочетании со скульптурой и гобеленами создали яркий, выразительный и изысканный образ "столицы Адриатики".
Этот образ, по мнению Ирины Антоновой, дополняет и обогащает вторая выставка - "Поэзия реальности". Картины венецианских художников 18-го века из коллекции Банка "Интеза". Венецианские пейзажи соседствуют на ней с жанровыми сценками, а главным для россиян открытием станет живопись Пьетро Лонги, чьих работ нет в российских музеях.
Вернисаж, совпавший с первым из "Декабрьских вечеров", посетила делегация Сената Итальянской Республики во главе с председателем комиссии по иностранным делам Фьорелли Провера. Посол Италии в РФ Джанфранко Факко Бонетти отметил на открытии выставки, что дипломатические отношения России с Венецией были установлены еще в 1780 году, но культурные связи двух стран значительно опережали политику.
Наконец, "посланцем итальянского искусства" объявил Банк "Интеза", предоставивший на выставку в Москве 27 полотен превосходного качества, президента банка Джованни Бадзоли, который одновременно является президентского известного культурно-благотворительного фонда Чини. Этот фонд принимал специалистов из СССР и России даже во времена "холодной войны", отметил Бадзоли, что подтвердила ездившая туда Ирина Антонова.
В 2003 году Банк "Интеза" планирует открыть в России свой филиал. По словам президента банка, этого события ждут с нетерпением деловые круги Италии, а также итальянское правительство. К этому событию планируется обширная культурная программа, к ее организации подключится и общество дружбы Россия-Италия. Как подчеркнула Антонова, не только весь декабрь в Пушкинском музее будет посвящен Италии - интерес к этой стране и в будущем году поддержит научный симпозиум и серия выставок.