Заместитель министра обороны Пол Вулфовиц должен был в понедельник направиться в Лондон и в брюссельскую штаб-квартиру НАТО, а затем - в Турцию: Пентагон с трудом представляет себе любую военную кампанию в Ираке без турецких авиабаз. Вулфовица сопровождает помощник госсекретаря США Марк Гроссман, которому предстоит донести боевой клич дальше - на Кипр, в Грецию, Германию, Голландию, Францию и Португалию. Визит из-за поломки самолета был отложен на несколько дней, но должен состояться до конца недели.
Сам выбор Вулфовица на роль главного организатора антииракской коалиции говорит о многом. В американских официальных кругах трудно найти "ястреба" ястребинее замминистра обороны. Его неприятие компромиссов анекдотично. Так, в мае 2001 года именно Вулфовиц распорядился сжечь в топках 600 тысяч беретов, которые с удовольствием носили американские солдаты, только из-за ярлычка "Сделано в Китае". Мало сомнений, что главная цель нынешней миссии Вулфовица заключается в том, чтобы сжечь все мосты возможного отхода иных столиц от поддержки иракской военной кампании Вашингтона.
Анкара оказалась, похоже, в центре этих усилий. Без участия Турции вторая война в Персидском заливе видится американским стратегам куда более затяжной, дорогостоящей и драматичной по своим жертвам, чем первая. Американские гонцы будут соблазнять Анкару денежной компенсацией и запугивать отказом в членстве в Европейском Союзе, если она заупрямится. Еще один способ переманить Турцию на свою сторону - это обещать ей нетерпимое отношение Вашингтона к идее создания в северном Ираке независимого курдского государства.
Германия - тоже крепкий орешек. На прошлой неделе канцлер ФРГ вновь подтвердил свою оппозицию военной интервенции в Ираке и отказался предоставить США германские бронемашины пехоты, оборудованные защитой от химического и биологического оружия. Но после избрания на новый срок категоричность Герхарда Шредера заметно смягчилась. Так, он согласился на неограниченное использование национального воздушного пространства и американских баз в Германии, а также обещал поставить оборонительные вооружения в Израиль.
Итак, подготовка к атаке на Ирак близка к точке, за которой нет возврата. Благоприятный сезон для военных действий тоже на подходе. Не хватает лишь, как с сожалением признают анонимные вашингтонские чины, досадной мелочи - оправдания для атаки.
Кончается первая неделя работы инспекторов ООН и МАГАТЭ в Ираке, а тайные склады бочек с боевыми бациллами, подземные реакторы с оружейным плутонием все еще остаются неким миражом в пустыне. Иракские власти быстро открывают доступ к объектам, охотно отвечают на вопросы инспекторов. Никаких следов оружия массового поражения. Никаких препон, которые можно было бы квалифицировать как "материальное нарушение" Багдадом последней резолюции СБ ООН.
Более того, Мохамед Эль-Барадеи, генеральный директор МАГАТЭ, поделился в воскресенье с журналистами своей убежденностью: Ирак намерен представить к 8 декабря декларацию с перечнем ядерных, химических и биологических программ - как военных, так и мирных, как это предписывает резолюция 1441 . Однако подготовка "мирной" части документа может потребовать больше времени, предупредил Эль-Барадеи. По его словам, ничего страшного в этом нет. В Совете Безопасности "существует понимание": если Ирак попросит о такой отсрочке, ему пойдут навстречу, заверил генеральный директор МАГАТЭ.
Вообще говоря, в дате 8 декабря тоже нет ничего особенно рокового.
Предположим, по какой-либо причине Ирак представит неполные или даже, упаси Аллах, умышленно неверные сведения. Это еще нельзя квалифицировать как "материальное нарушение". Таким нарушением - читай параграф 4 - являются "фальсифицированные сведения, опущения и отказ Ирака полностью выполнить условия резолюции". Союз "и" в этой фразе исключительно важен. Он был поставлен сознательно, после тяжкой борьбы в СБ, и с одной целью: подчеркнуть ту мысль, что сама по себе неправильная или неполная декларация еще не представляет "материального нарушения".
А без факта такого нарушения решиться на войну нелегко даже американским "ястребам" калибра Пола Вулфовица.
В такой ситуации Соединенные Штаты испытывают все больший соблазн найти что-то в Ираке, даже если там ничего нет. В западной прессе нарастает волна злонамеренных версий, нацеленных на дискредитацию поведения иракских властей, да уже и самих инспекторов ООН.
Ассортимент тем необъятен. Слушайте, слушайте. За четыре года хитрый Хусейн спрятал оружие под мечетями, кладбищами и в частных квартирах. Патриотичные иракцы спят на ядерных стержнях, стальные цилиндры с зарином захоронены в гробах.
Слушайте еще. Глава комиссии ООН Ханс Бликс слишком мягок с Багдадом, опасается его разгневать. Поэтому он набрал в свою группу не инспекторов-ветеранов, а неопытных новичков без нюха на запретный след. Более того, ООН пригласила на место инспектора американца Харви Макджорджа, основателя и бывшего президента садомазохистского клуба "Черная роза", он же бывший председатель Национальной коалиции за сексуальные свободы. Для инспекторов вроде Макджорджа все оружие массового поражения сводится к кожаному хлысту...
Похоже, эта кампания призвана оправдать намерение США как можно скорее привести в действие пункт 5 резолюции 1441, разрешающий инспекторам ООН вывозить из Ирака на допросы местных ученых и военных. Соединенные Штаты уже дали понять: они предоставят иракскому перебежчику и его семье "зеленые карты", жилище и крупные денежные средства - пусть он только "разоблачит военные секреты Саддама Хусейна".
Где иракский Андрей Сахаров? - взывают в Вашингтоне. Там не отдают себе отчет, что великий русский диссидент следовал зову совести, а не денег.