Но нынешний учебный год отмечен в армии и некоторыми нововведениями. Программы ее боевой подготовки, как сообщил военному обозревателю РИА "Новости" главнокомандующий Сухопутными войсками генерал-полковник Николай Кормильцев, будут скорректированы в сторону изучения способов и методов борьбы против террористов. В основном это коснется тактики ведения самостоятельных действий различных сводных групп и отрядов, отделений и взводов в обходящих и рейдовых операциях, при поиске боевиков, их баз и схронов в горах и лесистой местности, а также при организации боевых действии в окружении и при выходе из окружения, в огневых засадах, на блокпостах, в боевом и сторожевом охранении. Естественно, сказал генерал, при этом будет учитываться опыт нашей армии, накопленный во время боевых операций в Чечне.
Серьезные изменения коснутся таких тем, как отработка задач надежной охраны и обороны важнейших военных и народнохозяйственных объектов. Многие подобные объекты - АЭС, гидроэлектростанции, химическое и другое опасное производство, воинские арсеналы и базы хранения оружия, подчеркнул генерал Кормильцев, как магнит притягивают различного рода террористов. Об этом говорит международный, да и наш собственный опыт. И научиться их надежно охранять и защищать, что, впрочем, делается уже достаточно давно, в частности, в Ракетных войсках стратегического назначения - одна из важнейших задач воинских подразделений. "Мы продолжим совершенствование этой работы и дальше с применением новых технических и огневых средств",- заметил главком.
Сказал он и о том, что некоторые акценты, связанные с антитеррористической тематикой, будут внесены и в учебные планы высших учебных заведений Сухопутных войск, хотя никаких перекосов и принципиальных изменений в общей подготовке вооруженных сил не произойдет. Их главная задача - повышать боеспособность, быть готовыми к решению целой гаммы задач, призванных обеспечить безопасности страны. И тут сосредоточиться на чем-то одном, видимо, было бы недальновидно.
Достаточно много изменений появилось и в программах боевой подготовки Воздушно-десантных войск. Начальник пресс-службы ВДВ полковник Николай Брагин сообщил РИА "Новости", что этой проблеме была посвящен военный совет ВДВ, что прошел накануне нового учебного года. Много внимания там уделялось боевому взаимодействию десантников и спецчастей ФСБ и внутренних войск МВД России. В частности - организации противодействия попыткам террористов проникнуть на территорию воинских частей, на охраняемые объекты, а также изучению тактики боевиков, которую они применяют в районах Северного Кавказа. Их способов минирования дорог и жилых зданий, организации засад и подготовки снайперских гнезд. Антиснайперская и инженерно-саперная подготовка становятся теперь неразрывной частью боевого совершенствования десантника.
Готова новая программа боевой и специальной подготовки и для 104-го полка ВДВ экспериментальной 76-й псковской дивизии, сообщил РИА "Новости" полковник Брагин. Полк пока укомплектован не полностью. Основной костяк, большую часть "контрактников", там составили не добровольцы, набранные военкоматами, а парни, прослужившие по полгода - году в других частях десантных войск. У них уже есть определенный уровень подготовки. Ничего не требуется начинать сначала. Надо только совершенствовать те навыки, что уже приобретены.
И основной упор в 104-м полку будет сделан поэтому не на индивидуальную работу, а на огневую и парашютно-десантную подготовку, боевую слаженность отделений и взводов, вождение боевой техники, тактические занятия в поле и на полигоне. Уровень требований к контрактникам необычайно высок. Не только по условиям эксперимента, но и потому, что в ближайшее время им предстоит отправиться в Чечню, в район реальных боевых действий, и от уровня подготовки каждого солдата и сержанта станет зависеть и успех антитеррористической операции, и собственная жизнь воина.
Правда, далеко не все военные профессионалы считают, что изменение программ боевой подготовки армии может существенно повлиять на ее готовность противостоять терроризму. Председатель Комитета Государственной Думы по обороне генерал армии Андрей Николаев заявил военному обозревателю РИА "Новости", что "подстроить или перестроить вооруженные силы для борьбы с терроризмом нереально". Надо создавать командование специальных сил, специальные интегрированные войска, которые сумеют адекватно ответить на те ассиметричные (несоразмерные с возможностями и задачами регулярных войск) вызовы и угрозы, которые ставит перед нами как международный, так и собственный, доморощенный терроризм. Это командование и подобные войска станут одним из элементов военной реформы, которую настойчиво требуют от нас время, обстановка в стране и за ее пределами.
Специальные силы, считает Николаев, должны получить и специальное законодательное оформление, основывающиеся на международном военном праве, чтобы не вызывать, к примеру, у ПАСЕ или ОБСЕ недоуменных вопросов о статусе военной операции, которую осуществляют в Чечне наши части. Сейчас пока получается так, что если спецназ ГРУ проводит спецоперацию, то он не имеет права допрашивать гражданское население, заниматься проверкой паспортного режима, организовывать другую специальную, в том числе и агентурную работу. А действующие рядом с ним различные СОБРы и ОМОНы не обучены действиям в лесу и в горах. Взаимодействия между ними не получается, как ни старайся.
Антипартизанские, антитеррористические силы, говорит председатель Комитета по обороне, должны обладать юридическими правами на оперативно-розыскную деятельность, на разведку и контрразведку, на проведение боевых операций в горной и лесной зоне, а также в населенных пунктах. Выработать такие права - задача законодателей. И этим они должны заняться незамедлительно. Кроме того, подобные войска необходимо оперативно снабдить средствами радиоэлектронной борьбы и средствами связи, имеются ввиду и космические, с системами кодирования, а также нетрадиционными видами оружия, в том числе и нелетального действия, воздушным и наземным транспортом, другими видами боевого и специального материального обеспечения.
Действия антитеррористических сил надо поддерживать воздушными и наземными средствами технической разведки, разведывательно-ударными комплексами и другим высокоточным и высокоэффективным оружием, способным наносить огневое поражение боевикам. Без такого всестороннего и комплексного подхода решить военную проблему антитеррористической борьбы невозможно, считает генерал Николаев.
Выработкой такого подхода, как показал состоявшийся накануне начала нового учебного года в Москве сбор командующих военных округов и флотов, видов и родов войск, сейчас и занимаются в руководстве армии и страны. И чем быстрее будет решена эта задача, тем скорее и надежнее мы победим зло терроризма.