Законопроект, в частности, совершенствует действующее жилищное законодательство в соответствии с утвержденной программой реформирования и модернизации ЖКХ РФ. Он устанавливает четкие ограничения в вопросах регулирования оплаты жилья и коммунальных услуг между федеральным центром, субъектами РФ и муниципальными образованиями, конкретизируя оплату услуг ЖКХ, ее структуру и размер.
При этом в законопроекте сохраняются все льготы ветеранам и представителям сельской интеллигенции, льготы по оплате жилья для членов семьи ветеранов труда предполагается предоставлять не на основании федерального закона, а в соответствии с законами субъектов РФ, которые субъекты обязаны принять до 2005 года.
Законопроект также определяет переход от безадресных бюджетных дотаций к адресным субсидиям, получаемым гражданами, учитывая при этом соотношения доходов граждан и величину прожиточного минимума.
В соответствии с принятым в первом чтении законопроектом, правительство РФ устанавливает основы ценообразования в сфере ЖКХ, а также ежегодные федеральные стандарты оплаты жилья и коммунальных услуг, которые используются для расчета объема необходимой помощи из федерального бюджета в рамках межбюджетных отношений, при этом субъекты РФ имеют право устанавливать региональные стандарты оплаты жилья и коммунальных услуг, которые, однако, не должны быть ниже установленных в целом по России.
Плата за жилье включает в себя плату за содержание и ремонт жилья, а для нанимателей жилых помещений в государственном и муниципальном жилищным фондах - также плату за наем.
Согласно законопроекту наниматели по договору социального найма осуществляют оплату жилья и коммунальных услуг в пределах социальной нормы площади жилья и нормативов потребления коммунальных услуг в размерах, не превышающих максимально допустимую долю таких расходов в совокупном доходе семьи. А также оплату жилья и коммунальных услуг сверх установленных нормативов.
При этом, законопроект обязывает организации, предоставляющие жилищно-коммунальные услуги принимать меры, направленные на установку квартирных приборов учета и регулирования объемов потребления ресурсов /воды, газа, тепловой энергии/, повышение качества оказываемых услуг, снижение расходов по содержанию, ремонту жилья и предоставлению коммунальных услуг.
При этом размер средств на указанные цели определяется в пределах социальной нормы площади жилья и нормативов потребления коммунальных услуг, исходя из федеральных стандартов оплаты жилья и коммунальных услуг, устанавливаемых правительством РФ.
Законопроектом устанавливается, что при получении права на субсидии по оплате услуг ЖКХ, должно учитываться соотношение совокупного дохода семьи на одного человека к прожиточному минимуму, социальные нормы площади жилья и нормативы потребления коммунальных услуг /вода, газ, электроснабжение, водоотведение и теплоснабжение, в том числе приобретение твердого топлива при наличии печного отопления/, а также соотношение максимально допустимой доли расходов на оплату жилья и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи.
При этом граждане, сдающие жилье под наем и аренду утрачивают право на получение субсидий по оплате жилья и коммунальных услуг.
Возмещение расходов по предоставлению льгот по оплате жилья и коммунальных услуг осуществляется за счет средств федерального бюджета, путем предоставления субвенции бюджета субъектов РФ в целях возмещения фактически произведенных расходов.
В минувшую пятницу Госдума уже рассматривала этот законопроект в первом чтении, однако тогда для его принятия не хватило всего пяти голосов.