Электронные СМИ США, по словам Стила, в целом защищены Первой поправкой к Конституции США, гарантирующей свободу слова, и Законом о свободном доступе к инфорации. На практике же существует ряд ограничений, например, устанавливаемых Федеральной комиссией связи США, которая регламентирует деятельность электронных СМИ, выдавая лицензии на вещание или отзывая их после предупреждуний и штрафов у нарушителей.
Одним из немногих критериев, которыми руководствуется комиссия при вмешательстве в редакционный процесс, является "защита общественной нравственности", то есть недопущение в эфире "непристойного, вызывающе неприличного или ненормативного языка". Другие ограничения, носящие более серьезный характер, связаны с засекречиванием в США, согласно недавно принятому Закону о внутренней безопасности, целого ряда аспектов деятельности спецслужб в борьбе против терроризма.
В то же время и в том, и в другом случаях работники электронных СМИ имеют возможность оспаривать эти ограничения в судебном порядке.
Какого либо закона, специально регламентирующего СМИ, в США не существует. По словам Стила, его заменяют носящие рекомендательный характер профессиональные кодексы и уставы журналистских организаций.
Институт Пойнтера тесно сотрудничает с крупнейшим из профессиональных объединений журналистов американских электронных СМИ - Ассоциацией руководителей служб новостей радио и телевидения /Ар-Ти-Эн-Ди-Эй/, в которую входит свыше 3 тыс членов в США и еще 30 странах.
Целью организации является "установление стандартов сбора и подачи новостей, поддержка высшего качества электронной журналистики".
Работа Ар-Ти-Эн-Ди-Эй регламентируется "Кодексом этики и профессионального поведения", суть которого раскрывает преамбула к нему: "Профессиональный журналист электронных СМИ должен действовать как доверенное лицо общественности, искать правду, адекватно, независимо и честно сообщать ее, и быть готовым нести ответственность за свою работу".
Кодексу сопутствует целый ряд практических рекомендаций по работе журналистов, разработанных Институтом Пойнтера. В их числе - наставления по освещению кризисных ситуаций, похорон, угроз взрывов в школах и распространении зараженной бациллами сибирской язвы почты, самоубийств и казней, работе в прямом эфире, съемках скрытой камерой, использовании конфиденциальных источников, сбалансированности давления деловых кругов и журналистских правил и так далее.
"Рекомендации по освещению кризисов были разработаны мной для Ар-Ти-Эн-Ди-Эй после трагедии в техасском городке Уэйко /противостояния в феврале 1993 года ФБР и секты "Ветвь Давидова", в результате которого погибли свыше 70 сектантов/, - рассказал Стил. - Сейчас, с учетом последних трагических событий в США и в мире, мы добавили в него, в дополнение к советам по освещению полицейских операций, рекомендации по работе в условиях кризисов, связанных с захватом заложников, тюремными бунтами и терактами".
Первый же пункт наставления призывает представителей электронных СМИ "быть крайне осторожными, чтобы не выявить планирование и проведение операций властей". "Журналисты должны всегда воспринимать как факт, что у захвативших заложников, вооруженных преступников или террористов есть доступ к получению информации СМИ, и избегать словесной или видео- информации, которая может раскрыть тактику или места дислокации спецподразделений", - подчеркивается в наставлении.
Документ призывает представителей СМИ "отказаться от желания стать участником кризиса в любом кризисе". Личное прямое участие прессы в таких ситуациях возможно лишь в самом крайнем случае, с прямого разрешения руководства теле- или радиоканалов и после консультации с экспертами по освобождению заложников.
Зрителям и слушателям стоит прямо объяснять, что определенная часть информации не может быть обнародована по соображениям безопасности, а самим журналистам взвешивать "плюсы" от передачи тех или иных сведений в эфир и "минусы" от потенциального вреда, который это может принести. Категорически не рекомендуется передавать информацию, "перехваченную" из радиопереговоров спецслужб. Особенно важны эти рекомендации при освещении развивающихся ситуаций в прямом эфире, говорится в документе.
Стил не советует представителям СМИ пытаться связываться по телефону с террористами. "Как правило, журналисты не обучены искусству переговоров и один неправильный вопрос или неподходящее слово могут поставить под угрозу чью-то жизнь, а кроме того, звонки прессы занимают телефонные линии, необходимые для связи переговорщикам", - отмечается в наставлении.
Представителям радио и телевидения рекомендуется немедленно оповещать спецслужбы, если с ними в контакт вступят злоумышленники, а самим при этом всегда иметь план действий на такой случай.
Автор рекомедаций советует журналистам избегать описания состояния злумышленников, причин их действий или оценок их требований, какими бы нелепыми они ни казались, пока ситуация находится в развитии. "Ценность такой информации для аудитории невелика в сравнении с ущербом, который она может нанести",- утверждает Стил.
Он также предлагает с осторожностью подходить к описанию физического состояния заложников, а также к интервью с ними до разрешения кризиса. Что касается их родственников, то решение об интервью с ними должно приниматься с деликатностью и лишь в том случае, если оно действительно вносит что-то новое в развивающийся новостной сюжет, а не только выплескивает на аудиторию шокирующие эмоции.
На вопрос РИА "Новости" о необходимости внесения изменений в рекомендации после принятия в США Закона о внутренней безопасности, Стил заметил, что "вряд ли это необходимо, поскольку базовые задачи журналистов - искать истину и сообщать о ней - не изменились".
По его словам, он и его коллеги готовы оказать содействие и россиянам, разрабатывающим кодекс поведения журналистов в чрезвычайных ситуациях. "С учетом трагедии в Москве это представляется вполне логичным шагом, и мы готовы поделиться нашими знаниями и опытом в этой области, - сказал Стил.- Как правило, мы делаем работу такого рода бесплатно, поскольку давно и тесно сотрудничаем с профессиональными журналистскими объединениями".
"В начале 90-х годов, когда независимые СМИ только начали появляться в России, мы особенно активно работали с российской прессой, и сейчас мы периодически принимаем группы россиян на краткие программы подготовки, организованные, к примеру, по линии правительства США, - отметил Стил. - Недели две назад у нас была группа газетчиков из России".
Институт медийных исследований в Санкт-Петербурге /штат Флорида/ был основан издателем газеты "Сэйнт-Питерсберг таймс" и "Конгрешнл куортерли" Нелсоном Пойнтером в 1975 году. Сегодня институт является некоммерческой школой подготовки и повышения квалификации журналистов, исследователей масс-медиа, преподавателей журналистских дисциплин. Его директором - третьим по счету с момента основания института - является бывший главный редактор газеты "Филадельфия инкуайрер" Джеймс Нотон.