Данное решение, носящее, кстати, вовсе не обязательный, а только рекомендательный характер, вызвало бурю восторга у евреев всего мира и невероятное негодование в арабских государствах. Вскоре на Ближнем Востоке вспыхнула война, которая в той или иной форме продолжается в регионе и по сей день. Продолжается до сих пор и начавшееся именно в те дни мощное палестинское движение сопротивления.
Надо сказать, что отношение к нему в мире складывалось по разному, в зависимости от того, о чем конкретно идет речь. Само право палестинцев на независимое государство, провозглашенное с трибуны ООН, в принципе мало у кого вызывает сомнения. Зато суровому осуждению подлежат террористические акты, особенно широко практикуемые последние два года активистами различного рода палестинских радикальных организаций. Как указывают радикалы, эти теракты осуществляются именно как форма движения сопротивления. А с такой постановкой вопроса в активно борющемся сейчас с терроризмом мире вряд ли кто-то может согласиться.
В ответ на террористические акты следуют мощные израильские армейские операции на палестинских территориях, которые, по многим данным, уже превратили жизнь мирного населения в настоящий ад. Действующий почти постоянно в палестинских городах и поселках Западного берега реки Иордан жесткий режим комендантского часа иной раз даже не позволяет людям пополнять запасы продовольствия. Сектор Газа также находится в полной изоляции за сооруженным вокруг него "электронным забором". Основная масса палестинцев, и на Западном берегу, и в Газе, живут ниже черты бедности. Очень многие лишились работы на территории Израиля, которая была для их семей единственным источником существования.
Экономическая ситуация в Израиле также сложная. Уровень жизни израильтян за годы "интифады Аль-Акса" заметно снизился. Растут цены, безработица, сокращаются различного рода социальные пособия. В проекте бюджета на будущий год заложены еще и дальнейшие, как выражаются местные профсоюзные лидеры, "наступления на права трудящихся". А что делать? - задаются вопросом наблюдатели. Всем ясно, что деньги сейчас прежде всего нужны на армию.
Но главное, что беспокоит сейчас израильтян - это уже давно утраченное чувство безопасности. Кровавые террористические акты происходят в стране постоянно. И, кажется, ничто не способно остановить их, в том числе и действия израильской армии против палестинцев, даже с применением авиации и бронетехники.
И палестинцы, и израильтяне постоянно ощущают на себе и иного рода кризис - политический. Согласно различным оценкам, некоторые представители власти Палестинской автономии погрязли в коррупции, что также встречает недовольство среди населения, подталкивает молодежь в объятия осуждающих коррупцию радикальных исламских организаций. Вопрос о необходимости определенной замены властных структур в автономии все более выходит на повестку дня. Кроме всего прочего, как указывается, автономии необходимо руководство, реально способное урезонить радикалов, возобновить переговорный процесс с израильтянами.
В Израиле также один политический кризис следует за другим. Нынешнее правительство Ариэля Шарона не просуществовало и двух лет. В конце января будущего года в стране в очередной раз будут проводиться досрочные всеобщие выборы. Но ответа на главный вопрос, который волнует израильтян уже 55 лет - как остановить палестинский террор - так и не найден. Его реально не может дать ни один политик, несмотря на самый широкий спектр обещаний, дающихся сейчас перед выборами. Все они звучат как-то не очень убедительно.
Различные силы в Израиле предлагают решить проблему терроризма по-разному. Левые указывают на необходимость возобновления переговорного процесса как единственного пути решения всех проблем с арабами и скорейшего выхода на решение о создании независимого палестинского государства. Некоторые правые политики, как, например, нынешний министр иностранных дел Израиля Беньямин Нетаньяху, напротив, указывают на необходимость полного разрыва Норвежских соглашений, высылки Ясира Арафата и вообще отказа от идеи создания независимого палестинского государства, во всяком случае в обозримом будущем. Есть правые политики, которые идут еще дальше, подобно главе партии "Моледет" Бени Элону, предлагая провести полный "трансфер" палестинцев с Западного берега, поскольку, указывают они, "пространства на небольшой территории от Средиземного моря до реки Иордан для двух народов все равно нет", а посему "необходимо быть реалистами и понимать, что из переговоров ничего не получится". Это, дескать, четко продемонстрировали все последние годы после подписания Норвежских соглашений.
Этим политикам с палестинской стороны вторят радикалы, указывающие на несправедливость решения ООН 55-летней давности для арабов и призывающие "сбросить Израиль в море". Никаких переговоров с оккупантами, указывают активисты ХАМАС и "Исламского джихада", не может быть.
Каков выход из создавшегося положения, на данный момент не знает никто. ООН, США, Европа, Россия, а теперь и все они вместе, объединившиеся в так называемый "ближневосточный квартет", предлагают один за другим планы мирного урегулирования израильско-палестинского противостояния. Но до сих пор все эти предложения остаются на бумаге. Вероятно, указывают в данной связи наблюдатели, у представителей обеих сторон все же еще преобладает мнение, что ситуацию в свою пользу им удастся решить силой. Исламские радикалы указывают в данной связи, что "сионистские оккупанты понимают только язык силы". Израильские правые употребляют те же слова в отношении палестинских террористов.
Хотя, безусловно, и в Израиле, и в Палестинской автономии существуют политики, понимающие, что "аргумент силы" не действует, что он способен только вести ситуацию ко все более высокому и опасному витку спирали. Когда такие политики возьмут верх и в Израиле, и в Палестине, говорят наблюдатели, тогда, вероятно, что-то реально изменится. Но произойти это, по многим оценкам, может очень не скоро. Возможно еще через 55 лет, а может быть, и еще позже.