По мнению российского руководства, самое главное на данный момент - сделать все возможное для того, чтобы ничто не мешало международным инспекторам работать в Ираке, а их выводы относительно наличия у Ирака оружия массового уничтожения были четкими и недвусмысленными. И только после доклада инспекторов можно будет обсуждать дальнейшую судьбу Ирака - или снятие санкций с этой страны, или ее разоружение, или начало военной кампании.
То есть от настроя и поведения инспекторов и самих иракцев зависит - быть или не быть новой войне в Персидском заливе.
Однако, несмотря на декларируемую независимость инспекций, на их работу в Ираке влияет слишком много факторов. Среди них и давнее недоверие иракцев к ООН и США, и настрой Вашингтона, и наличие скрытых экономических интересов в Ираке тех или иных государств.
Противоречия между сторонами начались еще до того, как был дан старт инспекциям. Напомним, что резолюция под номером 1441 достаточно жестко оговаривает условия инспекций: это и беспрепятственный доступ ко всем гражданским и военным объектам, и возможность проведения бесед с любым гражданином Ирака, если это потребуется.
Но, выразив согласие на проведение инспекций, иракское руководство сразу же сделало несколько оговорок. В том числе отмечалось, что при сотрудничестве с международными инспекторами правительство Ирака "будет принимать во внимание их поведение, намерения тех из них, кто настроен враждебно, и их неподобающий подход к уважению национальной гордости народа /Ирака/, его независимости и безопасности, равно как и безопасности, независимости и суверенитета страны".
В преддверии даты начала инспекций министр иностранных дел Ирака Наджи Сабри в письме на имя генсека ООН Кофи Аннана высказал новые замечания по тексту резолюции 1441. По его словам, "абсолютная власть, данная резолюцией представителям Комиссии ООН по наблюдениям, контролю и инспекциям /ЮНМОВИК/ и Международного агентства по атомной энергии /МАГАТЭ/, нарушает суверенитет Ирака, создает предпосылки для конфликтов между инспекторами и иракской стороной".
Первый серьезный конфликт может разразиться 8 декабря. К этой дате Ирак должен представить все данные о наличии у него оружия массового поражения и о разрабатываемых им военных программах. Однако, судя по письму Сабри генсеку ООН, Багдад продолжает отрицать наличие у него оружия массового уничтожения.
Как отметил директор МАГАТЭ Мухаммед аль-Барадеи, если и 8 декабря Ирак будет настаивать на том, "что он не обладает оружием массового поражения, то мы продолжим инспекции, чтобы убедиться в точности и правдивости этой информации".
Однако Вашингтон не настроен доверять словам Багдада. США располагают собственным списком иракских нарушений в сфере разработок и обладания оружием массового уничтожения. Представители американской администрации отмечают, что они пока не торопятся предъявлять этот список, так как Багдад не знает, какими данными располагает американская разведка, и поэтому не в состоянии учесть их при составлении отчета.
Вашингтон собирается раскрыть свои карты только после 8 декабря, когда будет возможность сравнить два отчета - иракский и американский. Наличие расхождений в списке может не только дать повод для внесения новых объектов в список подлежащих инспекциям, но также снова привести к обострению ситуации вокруг Ирака.
В Вашингтоне изначально настроены на то, что Багдад обладает оружием массового уничтожения, и испытывают недоверие к высказываемой иракским руководством готовности сотрудничать. США не оставляют планов военного разрешения ситуации вокруг Ирака.
Джордж Буш уже обратился к 60 государствам с призывом присоединиться к антииракской коалиции, если Багдад не выполнит условия резолюции 1441 СБ ООН. Все это не может не провоцировать Ирак.
В отличие от американских партнеров, Москва надеется на то, что вопрос наличия у Ирака оружия массового уничтожения разрешится раз и навсегда, что приведет к окончательному снятию санкций с этой страны, и это позволит российским и другим компаниям беспрепятственно работать в Ираке.
Все усилия российских дипломатов нацелены на то, чтобы иракцы не обращали внимания на возможные провокации и не на словах, а на деле демонстрировали готовность к сотрудничеству. В противном случае Россия умывает руки, или Ирак столкнется с серьезными последствиями.
Россия пытается убедить США не торопить события и дождаться результатов инспекций. Первые отчеты инспекторов будут представлены 27 января. Но и тогда еще будет рано судить о результатах. Таким образом, задача Москвы - стать буфером между Вашингтоном и Багдадом, постараться убедить обе стороны проявить терпение и вести себя сдержанно.
Но России невыгодно сохранение неопределенности вокруг иракской ситуации, так как это делает нестабильным и непредсказуемым уровень цен на нефть, а также мешает работе российских бизнесменов в Ираке. Поэтому в Москве продолжают высказывать беспокойство по поводу конечной цели США в Ираке - разоружение этой страны или смена в ней режима.
Ведь президент Буш неоднократно заявлял, что единственный способ добиться от Ирака полного разоружения - сменить в Ираке правящий режим. А новый режим, не говоря уже о том, что до сих пор непонятно, кто может сменить Саддама Хусейна, для Москвы создает множество проблем.
Во-первых, очевидно, сужается зона российского влияния /впрочем, вопрос нашего влияния на Багдад достаточно спорен/. Во-вторых, многие иракские оппозиционеры уже сейчас заявляют, что не считают для себя обязательным сохранение контрактов с российскими, да и другими зарубежными компаниями, заключенные правительством Хусейна. Правда, по всей вероятности на этот счет Москва получила определенные гарантии.
Не случайно президент США Джордж Буш перед визитом в Россию в интервью телеканалу НТВ пообещал учитывать российские интересы в Ираке. К российским же интересам в первую очередь относится сохранение российскими компаниями контрактов в Ираке, особенно в нефтяной сфере, а также возвращение иракского долга.
Слухи о заключении между США и РФ договоренностей о сохранении российских контрактов в Ираке появились еще летом, но вслух подобное обещание, да еще на столь высоком уровне было сделано впервые.
Американские аналитики отмечают, что публичное заявление Буша - важный сигнал о том, что "российские интересы будут защищены, то есть нефтяные контракты будут уважаться и долги возвращены, если режим в Багдаде будет сменен". Конечно, высказывание Буша не подкреплено документально, но просто так словами политики такого уровня не бросаются.
В любом случае для России единственный надежный способ перестать волноваться за судьбу своих контрактов в Ираке - добиться окончательного разрешения ситуации вокруг Ирака, вне зависимости от итогов инспекции. Какое это будет решение - уже неважно, главное, чтобы оно было окончательным.