В истории архитектуры XX века его творчество вызывает самые противоположные мнения и оценки. Жолтовского называли классиком и эпигоном, новатором и подражателем. Его теоретические воззрения развивали, опровергали, в них видели открытие и говорили об их несамостоятельности. И все же самые ярые критики называют Жолтовского одним из ярчайших явлений советской архитектуры.
Иван Владиславович Жолтовский родился в 1867 году в белорусском городе Пинске. Закончил Петербургскую Академию художеств, получив звание архитектора-художника. Приняв предложение преподавать в Строгановском училище, молодой архитектор переезжает в Москву. Первые московские работы, выполненные в начале прошлого века, соединяют в себе мотивы архитектуры ренессанса и русского классицизма. Вместе с тем, зодчий разрабатывает и применяет на практике широко известную теорию архитектурного организма, в которой отстаивает преимущества построения "легкого здания", обладающего "динамикой роста".
Деятельность архитектора получила признание еще в предреволюционные годы. В 1909 году "за известность на художественном поприще" ему было присвоено звание академика архитектуры, а в 1932 - звание заслуженного деятеля науки и искусства РСФСР. Жолтовский был лауреатом многих архитектурных конкурсов. Его проекты учитывались при строительстве самых крупных зданий Союза. На выставке 1923 года в Милане советский павильон строился по разработкам Жолтовского. Наиболее известные работы мастера - Госбанк на Неглинке, дом на Моховой улице, ипподром на Беговой улице, кинотеатры "Слава" и "Буревестник", а также жилые дома и загородные усадьбы.
Архитектор не обошел своим вниманием и промышленное строительство (текстильная фабрика в Костромской губернии). Крупнейшими работами 1918-1923 годов явился проект перепланировки Москвы, разработанный им совместно с Щусевым, а также проект генерального плана и целого ряда павильонов Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставки 1923 года.
Зодчий принимал активное участие в научной и общественной жизни, возглавляя различные институты, школы и комитеты. "Воспитывая архитекторов, - вспоминали его ученики, - Жолтовский постоянно внушал им мысль о том, что архитектура - это не бумажное формотворчество, а искусство строить." И эта идея наглядно подтверждает архитектурное наследие Жолтовского.
Скончался Жолтовский в 1959 году.