Как передает корреспондент РИА "Новости", КС признал несоответствующей Конституции норму Уголовно-процессуального кодекса /УПК/ РСФСР, которая ограничивала право граждан, находящихся в местах лишения свободы, обращаться в суд с просьбой об условно-досрочном освобождении.
Речь идет о части первой статьи 363 УПК РСФСР. Согласно оглашенному во вторник решению КС, эта норма является неконституционной, "поскольку ею исключается обязанность суда рассмотреть по существу просьбу осужденного, в том числе содержащегося в следственном изоляторе в связи с производством по другому уголовному делу, о его условно-досрочном освобождении от отбывания наказания".
Как пояснили журналистам в суде, эта норма уже не действует, но аналогичное положение содержится и в новом УПК РФ, который вступил в силу летом текущего года. Нормы нового УПК не были предметом рассмотрения в КС России. Однако в связи с тем, что постановление КС является источником права, теперь гражданин, отбывающий срок наказания в колонии и претендующий на досрочное освобождение, может обращаться в суд, минуя начальника колонии.
Поводом к рассмотрению дела в суде послужила жалоба гражданина Александра Кизимова, осужденного к 10 годам лишения свободы. Он ходатайствовал о досрочном освобождении перед администрацией следственного изолятора, но получил отказ. Суд города, где находится следственный изолятор, также отказал Кизимову в рассмотрении его ходатайства о досрочном освобождении со ссылкой на оспариваемую сейчас в суде статью УПК РСФСР. Согласно этой норме, суды рассматривают вопрос о досрочном освобождении только по представлению учреждения /органа/, ведающего исполнением наказания.