Как отмечают специалисты Минфина, в 1999-2002 гг фактический уровень налогового бремени составлял порядка 32-34 проц к ВВП. Прогнозируемое снижение в 2003 году обусловлено в основном отменой налога на пользование автомобильных дорог и снижением уровня налогообложения малого бизнеса.
Эксперты указывают, что сложившийся в России показатель отношения общей суммы налогов и сборов к объему ВВП ниже, чем во многих странах с переходной экономикой. Во всяком случае, налоговая нагрузка в российской экономике не превосходит средние показатели по странам Восточной и Центральной Европы и Балтии, которые считаются наиболее успешно развивающимися в группе переходных экономик.
Как подчеркивается в документах, некоторое увеличение в 2000-2002 гг доли налогов в ВВП в значительной степени обусловлено ростом мировых цен на сырье /прежде всего - на нефть/ и связанным с этим увеличением выручки, прибыли, налогов, а также экспортных таможенных пошлин. Оценить точное влияние этого фактора также достаточно сложно, но, по оценке Минфина, за счет этого в 2002 году в бюджеты дополнительно поступило 180-200 млрд руб, что составило 2-2,2 проц к ВВП.
Рассматривая приведенные показатели налоговой нагрузки, нельзя не учитывать, что значительная часть доходов предприятий и населения формируется в теневой экономике и естественно исключена из сферы налогообложения, считают в Минфине. Тем не менее, полагают в министерстве, уровень реального налогового изъятия в легальной экономике, несколько выше приведенного, однако в любом случае не превышает уровня в 36-38 проц к ВВП.