Чернецов оставил после себя множество пейзажей и ряд многофигурных тематических композиций, где с живостью и наблюдательностью запечатлел важные события в жизни Петербурга (наводнение 7 ноября 1824 года, описанное в поэме "Медный всадник", или открытие Александровской колонны 30 августа 1834 года). В стремлении к правдивости художник порой шел на риск - например, рисовал панораму Дворцовой площади, стоя на лесах еще не завершенного "Александрийского столпа". Изображая многоликую толпу, он умел передать индивидуальность "маленького" человека, тщательно выписывая каждую отдельную фигуру.
Окончив Императорскую академию художеств, Григорий Чернецов был зачислен на службу придворным живописцем при Кабинете его императорского величества, в 1831 году стал академиком пейзажной живописи. От канцелярии императора он и получил заказ на самую знаменитую свою картину "Парад над Царицыном лугу в С.-Петербурге в 1831 году". Посвященное параду гвардии на Марсовом поле полотно с десятками персонажей явилось важным документом эпохи. Более всего известен этюд к нему - "Группа писателей в Летнем саду". Многие знаменитые люди, в их числе литераторы - Пушкин, Крылов, Жуковский, Гнедич, позировали для масштабного группового портрета, каким стал первый план колоссальной картины.
Вместе со своими младшими братьями и соратниками - Никанором и рано умершим Поликарпом, художник входил в непосредственное окружение великого поэта.
Факты свидетельствуют о том, что Чернецовых связывали с Пушкиным если не дружеские, то вполне приятельские отношения. Никанор, автор популярных у современников кавказских и крымских пейзажей, по просьбе Пушкина написал "Вид Дарьяла", украсивший кабинет поэта. На черновой рукописи романа "Евгений Онегин" сохранился пушкинский набросок - портрет Григория Чернецова. Братья-живописцы тесно общались также с Василием Жуковским, Нестором Кукольником, Денисом Давыдовым, Петром Вяземским. В Италии Григорий Чернецов исполнил групповой портрет "Русские художники в Риме в 1842 году".
Достоверность и точность его кисти дает исследователям бесценный исторический, этнографический и иконографический материал. Значение этих холстов тем более важно, что многие лица не портретировались никогда и никем из других авторов, а облик многих географических мест переменился до неузнаваемости.
Братья Чернецовы активно участвовали в художественной жизни русского "золотого века", их имена встречаются во многих мемуарах, а их творчество - уникальный феномен национальной художественной школы. Выходцы из мещанской среды городка Лух Костромской губернии, упорным трудом и талантом они добились известности в столице. Чернецовы - ученики видного педагога Академии художеств, мастера пейзажного и батального жанров, великого русского романтика Максима Воробьева. В Академии они усвоили принцип, гласивший, что "исторический живописец должен быть прежде всего историком, а потом уже живописцем, а портретист - прекрасным психологом". Подробные и правдивые, со множеством ярких и характерных деталей, работы Чернецовых все же несут на себе отпечаток стиля романтизма. Их наследие огромно, оно находится в ведущих музеях России - в Третьяковке, Петергофе и во Всероссийском музее А.С.Пушкина. Но большинство графических работ Чернецовых, их рукописи и несколько десятков картин маслом долго лежали "под спудом" в Русском музее.
В 1999 году, к 200-летнему юбилею Пушкина, именно там состоялась первая монографическая выставка художников. Годом позже работы братьев Чернецовых были показаны в Москве на выставке "Греческий мир в русской живописи", а затем вошли в экспозицию "Святая Земля в русском искусстве", устроенную Третьяковкой в честь 2000-летия Христианства.
Особенно прославили Чернецовых "художественные путешествия" - поездки по России, Греции, Италии и Ближнему Востоку, откуда они привозили множество пейзажных и бытовых зарисовок. В 1840-е годы братья предприняли длительную поездку с целью рисования с натуры - через Рим, Константинополь, Каир в Иерусалим (почти по такому же маршруту совершал паломничество к святым местам еще один их знакомец - Николай Гоголь). На основе сотен путевых зарисовок, карандашных штудий, акварельных пейзажей, сделанных в Италии, Египте, Сирии и Палестине, Чернецовы в дальнейшем писали картины масляными красками. При этом они всегда соблюдали главный принцип, провозглашенный ими еще в юности: безукоризненная верность натуре. Однако лишь недавно показана полузабытая серия картин Григория Чернецова, отразивших как природу и ландшафт Святой Земли, так и облик исторических памятников, возведенных на месте событий священной истории ("Мертвое море", "Храм Гроба Господня в Иерусалиме", "Площадь св.Петра в Риме во время папского богослужения").
А в 1838 году братья совершили своего рода подвиг служения искусству и правде жизни - путешествие по Волге, где снимали панораму обоих берегов великой русской реки. Масштабную панораму составили почти 2 тыс листов общей длиной свыше 700 метров, к ним приложены пояснения и описания. Чернецовы изобрели оригинальный способ документального рисования. Оборудовав на маленькой барке мастерскую, они стремительно, в четыре руки, зарисовывали все, что видели окрест. На этих акварелях и рисунках с картографической точностью изображены виды всех городов и селений по обеим сторонам реки.
Сами авторы считали, что их работа "не имеет особенных достоинств в художественном отношении, но она есть близкий портрет, снятый с натуры одной из знатнейших рек России... портрет, интересный для просвещенной любознательности не только теперь, но и впоследствии".