Александр Петрович Сумароков родился 25 ноября 1717 года в Петербурге в дворянской семье. В возрасте 23-х лет он окончил Сухопутный шляхетный корпус - специальное учебное заведение для детей высшего дворянства. К этому времени у Сумарокова уже вышли две оды, воспевавшие императрицу Анну Иоанновну. Во времена правления Елизаветы Петровны он состоял адъютантом у фаворита императрицы графа Разумовского. В этот период Сумароков был поэтом "нежной страсти", как сам себя называл.
В своих одах поэт руководствовался образцами, заданными Ломоносовым. Главными задачами поэзии Сумароков ставил служение идеалам дворянства. Поэзия, считал он, должна быть в первую очередь быть "приятной", а не величественной.
Не боялся Александр Петрович и новаций. Так, он открыл для русской литературы жанр стихотворной трагедии. Среди его работ в этом жанре были такие известные произведения как "Хорев" и "Дмитрий Самозванец".
В 1756 году Сумароков был назначен первым директором Российского театра в Петербурге, который существовал во многом благодаря его энергии. После ухода из храма Мельпомены в жизни драматурга наступает важная веха. Он становится издателем журнала "Трудолюбивая пчела", посвященного жене наследника престола, будущей императрице Екатерине Великой. С ней Сумароков связывал свои мечты на восстановление истинно-нравственных принципов жизни, которые, по его мнению, "потерялись" при правлении Елизаветы. Журнал едко нападал на вельмож и подъячих, чем и поплатился - периодику закрыли через год после основания.
Однако мечтам на исправление общественной ситуации не дано было сбыться. Поэт жестоко разочаровывается в пришедшей ко власти Екатерине. Ее двор стремится только к собственному обогащению, забывая про ту самую нравственность.
Сумароков начинает создавать притчи, сатиры и памфлеты, комедии в прозе. Среди них выделяются "Рогоносец по соображению", "Опекун", "Тресотиниус" и др.
Одновременно с первыми трагедиями Сумароков пишет эпистолы - литературно-теоретические стихотворные произведения. Две из них он издает в книге "Наставление хотящим быть писателями". Одной из важнейших идей этой книги является идея величия русского языка. "Прекрасный наш язык способен ко всему" - пишет он.
Творчество Сумаркова оказало большое влияние на современную ему литературу. Радищев называл его "великим мужем", а Пушкин считал главной заслугой творца то, что тот "требовал уважения к стихотворству".