> "Круглый стол" прошел по инициативе комитета верхней палаты по вопросам местного самоуправления.
Как отмечают сенаторы, эти объекты, которые должны быть переданы в муниципальную собственность, станут "стабильной имущественной базой местного самоуправления".
Как отметил председатель комитета СФ по вопросам местного самоуправления Рафгат Алтынбаев, выступая на заседании "круглого стола", муниципальная собственность и, в первую очередь, объекты недвижимости и земли являются "одним из важнейших ресурсов, позволяющих говорить о создании реальных условий для эффективной деятельности органов местной власти".
В настоящее время в собственность органов местного самоуправления передано около 80 проц всего жилищного фонда РФ, 76 проц дошкольных учреждений, более 80 проц учреждений здравоохранения, 70 проц санаториев, 84 проц спортивных сооружений.
Вместе с тем, Алтынбаев подчеркнул, что все эти объекты требуют значительных финансовых затрат из местных бюджетов для обеспечения их содержания и надлежащего функционирования. Однако органы местного самоуправления зачастую не обладают необходимой финансовой базой для содержания этих объектов.
По-прежнему, как заявил глава комитета Совета Федерации по вопросам местного самоуправления, на федеральном уровне принимаются федеральные законы, переводящие в муниципальную собственность объекты без их соответствующего финансирования.
В результате, сообщил он, до сих пор одна треть российских муниципалитетов не имеет своей собственности - в первую очередь, речь идет о сельских округах и поселках.
В связи с этим, Алтынбаев заявил о необходимости того, чтобы местное самоуправление имело финансовые рычаги для владения собственностью. По его словам, использование имущества, находящегося сейчас в государственной собственности, должно осуществляться посредством его приватизации и передачи значительной части вырученной суммы в бюджет муниципального образования, на территории которого оно находится. "Финансовая самостоятельность местного самоуправления - это необходимое условие его эффективного функционирования", - подчеркнул он.
Первый заместитель министра имущественных отношений РФ Дмитрий Аратский, принявший участие в заседании "круглого стола", подчеркнул, что в настоящее время предпочтение отдается такому механизму разграничения собственности между государственным, региональным и муниципальным уровнем, по которому соответствующие объекты относятся к определенному уровню власти путем принятия необходимых федеральных законов.
По его словам, подобным образом разграничена уже собственность путем принятия Лесного кодекса, Земельного кодекса, федеральных законов "О космической деятельности" и "Об обороне". По оценке Аратского, передача в собственность тому или иному уровню власти объектов путем принятия федеральных законов позволяет "максимально быстро провести процедуру разграничения собственности", а также избежать "административного блокирования".