Рейтинг@Mail.ru
35 лет назад умер Павел Корин - РИА Новости, 05.06.2008
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

35 лет назад умер Павел Корин

Читать ria.ru в
В пятницу исполняется 35 лет со дня кончины выдающегося российского художника и реставратора Павла Дмитриевича Корина /1892-1967/. Долог перечень титулов и наград, полученных сыном потомственного иконописца из Палеха: лауреат Государственной премии /за создание мозаичных панно для станции Московского метрополитена "Комсомольская-кольцевая"/ и Ленинской - за цикл портретов, народный художник СССР и академик. Среди его заслуг перед государством - создание в 1939-43 годах по заказу Комитета по делам искусств СССР цикла репрезентативных портретов, где запечатлена плеяда современников - "столпов" советской культуры: Алексей Толстой, артисты Василий Качалов и Леонид Леонидов, пианист Константин Игумнов, микробиолог Николай Гамалея. Тогда же написал Корин и своего учителя - Михаила Нестерова; в год Победы создал знаменитый портрет маршала Георгия Жукова, а чуть ранее, в разгар Великой Отечественной войны, - широко известный триптих "Александр Невский". Руководитель крупнейшего в стране...
МОСКВА, 22 ноября. /Корр. РИА "Новости" Елена Титаренко/. В пятницу исполняется 35 лет со дня кончины выдающегося российского художника и реставратора Павла Дмитриевича Корина /1892-1967/.

> Долог перечень титулов и наград, полученных сыном потомственного иконописца из Палеха: лауреат Государственной премии /за создание мозаичных панно для станции Московского метрополитена "Комсомольская-кольцевая"/ и Ленинской - за цикл портретов, народный художник СССР и академик. Среди его заслуг перед государством - создание в 1939-43 годах по заказу Комитета по делам искусств СССР цикла репрезентативных портретов, где запечатлена плеяда современников - "столпов" советской культуры: Алексей Толстой, артисты Василий Качалов и Леонид Леонидов, пианист Константин Игумнов, микробиолог Николай Гамалея. Тогда же написал Корин и своего учителя - Михаила Нестерова; в год Победы создал знаменитый портрет маршала Георгия Жукова, а чуть ранее, в разгар Великой Отечественной войны, - широко известный триптих "Александр Невский".

Руководитель крупнейшего в стране объединения реставраторов - Государственных центральных художественных мастерских им. И.Э.Грабаря - покоится на Новодевичьем кладбище.

Словом, Павел Корин долго казался успешным представителем советского культурного истеблишмента. Лишь десятилетие назад, когда Третьяковская галерея устроила юбилейную ретроспективу художника, он открылся в истинном свете - как мыслитель и продолжатель классической традиции, близкий религиозным философам и мастерам искусств Серебряного века. Ломая стереотипы восприятия, впервые Корин предстал во всей полноте своего трагического мировоззрения, яростного темперамента и незаурядного дара драматурга.

О главном, заветном труде Корина - картине "Русь уходящая", так и оставшейся незавершенной, - напоминают вереница монументальных образов и серия эскизов. Гигантское полотно /40 кв метров/ было задумано как "Реквием" после похорон Патриарха Тихона в 1925 году. Художника потрясло огромное стечение народа, как и судьба иерарха - пленника большевиков. Иной вариант названия, менее рискованный в условиях тоталитарной цензуры, предложил Максим Горький. Именно его портрет - один из ранних шедевров Корина, вместе с мощным холстом "Отец и сын" /этюдом к "Руси"/, показанный на выставке "Художники РСФСР за 15 лет", - вызвал нападки официальной критики: "суровая мысль" живописца резко контрастировала с "детской жизнерадостностью" соцреализма.

Духовный мир коринских героев полон трагедийного звучания, и "образ Горького, великого страстотерпца, не совпадал с маской, уготованной писателю в СССР", отметил в интервью РИА "Новости" заведующий кафедрой истории отечественного искусства МГУ им.М.В.Ломоносова, доктор искусствоведения Александр Морозов.

Идея "Реквиема" означала не только "отпадение от установок соцреализма, а их программное отрицание", убежден Морозов. Не удивительно, что после смерти Горького, своего друга и защитника, художник не мог и прикоснуться к картине, "посвященной концу русского православия как символа высших ценностей отечественной культуры". Отсюда мрачный, с преобладанием черного, колорит цикла "Русь уходящая" - позже, в "былинных" картинах, в мозаиках и витражах для Московского метро /станции "Арбатская", "Новослободская"/ и актового зала МГУ на Ленинских горах, Корин сменит цветовую гамму на более "оптимистическую".

Судьба православия волновала художника уже в силу происхождения. Окончив в родном селе Палех иконописную школу, Павел Корин и его брат Александр поступили в иконописную палату Донского монастыря в Москве. Позже братья помогали Нестерову расписывать церковь Покрова в Марфо-Мариинской обители. Вместе Кориных и напишет Нестеров на портрете, тоже подвергшемся в СССР разгрому с формулировкой "не наши".

А в юности встречался Корин и с Великой княгиней Елизаветой Федоровной - расписывал для нее усыпальницу, по ее совету ездил в Ярославль и Ростов Великий изучать фрески древних соборов. Вероятно, тогда и наметилась в его "линии судьбы" связь с шедеврами старины: много лет Корин будет возглавлять мастерские реставраторов в Музее изящных искусств /ныне - Пушкинском/, после войны - руководить работами по реставрации картин из Дрезденской галереи. Он перенесет полотно Александра Иванова "Явление Христа народу" из расформированного Румянцевского музея в Третьяковку, восстановит панораму Франца Рубо "Бородинская битва". Но еще прежде, в 1926 году, братья Корины спасли от уничтожения иконостас и росписи Марфо-Мариинской обители, закрытой властями.

Тогда же художник обвенчался с воспитанницей обители Прасковьей Петровой, ставшей ему помощницей, а после его смерти долгие годы служившей хранителем дома-музея Корина. Этот мемориал создан в доме художника, который был передан по его завещанию в дар Третьяковской галерее.

Со стремлением "сохранить верность своему идеалу во враждебных жизненных обстоятельствах" связан, по определению Морозова, "странный феномен" живописи Корина 1930-40-х годов. Его неоклассика опасно близка к иконописи, но вовсе не похожа на пафосное сталинское искусство. Павлу Корину удалось "переиграть" время: он вошел в историю как "философ кисти", создатель нового эпоса и блестящих психологических образов. В их числе - шедевры поздних лет: портреты Сергея Коненкова и Рубена Симонова, итальянского живописца Ренато Гуттузо и Кукрыниксов. За полный драматизма и тонкого стихологизма портрет Мартироса Сарьяна автор был награжден золотой медалью Всемирной выставки в Брюсселе /1958/.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала