Как сообщил корреспонденту РИА "Новости" капитан порта Санкт-Петербург Михаил Синельников, в отношении танкера "Престиж" выполнялись все процедуры, предусмотренные Парижским меморандумом.
По словам капитана, в соответствии с меморандумом, в портах осуществляется выборочная /25 проц от общего количества судов/ визуальная проверка технического состояния приходящих и уходящих судов. Что касается остальных 75 проц судов, в число которых попал и "Престиж", - их техническое состояние контролируется по документам, предоставляемым в администрацию порта.
В соответствии с документами, построенный 26 лет назад танкер "Престиж" имел "высокий технический и организационный статус", сообщил Михаил Синельников.
Сертификаты безопасности международного образца, полученные судном в 2001 и 2002 годах от Американского бюро судоходства и "Бюро Веритас", имели срок действия до 2006 года. Танкер также прошел международное освидетельствование на предмет загрязнения морской среды, и признан годным к эксплуатации до следующего освидетельствования в 2006 году, что также подтверждено документами, отметил капитан порта.
Летом 2002 года судно 3 месяца стояло на одном из шести рейдов морского порта Санкт-Петербург и использовалось зафрахтовавшими его компаниями в качестве судна-накопителя /резервуара/. Нефтепродукты, доставлявшиеся в порт речным путем, перегружались на "Престиж", а затем - в резервуары морских танкеров.
Капитан порта подчеркнул, что никаких оснований для предметной и тщательной проверки "Престижа" у администрации порта не было - по документам судно соответствовало предъявляемым требованиям в части безопасности мореплавания.
Кроме того, в течение всего времени стоянки "Престижа" на рейде петербургского порта неоднократно осуществлялся контроль экологической ситуации вблизи судна, сообщил Синельников.
В частности, перед уходом танкера в октябре служба капитана порта совместно со Спецморинспекцией провела экологическую проверку обстановки на месте стоянки судна. По итогам проверки составлен акт, замечаний к танкеру не было.
В начале октября танкер "Престиж" с грузом нефтепродуктов вышел в порт Вентспилс, по прибытии в который, в соответствии с требованиями Парижского меморандума, также должен был пройти проверку - либо документарную, либо визуальную, сказал Синельников.
В Вентспилсе судно было загружено нефтью и направилось в порт назначения - очевидно, соответствующие службы латвийского порта признали танкер годным к плаванию, отметил собеседник РИА "Новости".
По словам капитана петербургского порта, то, что судно загружалось нефтью на внешнем рейде порта Вентспилс, не снимает с капитана латвийского порта необходимости выполнения контролирующих функций: если танкеру дали разрешение на погрузку - ответственность за это решение лежит на главе морской администрации порта.
Капитан порта Санкт-Петербург Михаил Синельников уточнил, что международное законодательство возлагает ответственность за техническое состояние любого судна на судовладельца, а контроль за готовностью судна к осуществлению рейса - на надзорные службы и администрацию порта отправления.
По сообщениям западных СМИ, заместитель директора латвийского порта Вентспилс Гунтис Тирманис заявил, что "Престиж" не имел к порту Вентспилс отношения, не заходил в него, а залил дополнительно нефть на рейде в 10 км от порта.
В Европе последствия гибели "Престижа" вызвали глубокую тревогу.
Испанские ученые опасаются, что гибель танкера "Престиж" у берегов Испании может привести к самой крупной в истории экологической катастрофе. Эксперты испанской экологической организации АЭНА назвали обломки затонувшего судна, на котором было 77 тыс тонн нефти, "подводной экологической бомбой замедленного действия".
Руководители Евросоюза и многие европейские политики отмечают, что одной из причин экологической катастрофы является то, что не были своевременно приняты соответствующие нормативы безопасности нефтеналивных судов, а те, что существуют, не выполняются. Многие требуют, чтобы однокорпусные танкеры устаревшей конструкции были поскорее списаны и использовались бы только более безопасные двухкорпусные.