В соответствии с этим документом был создан Совместный Постоянный Совет /СПС/, обеспечивающий механизм консультаций по широкому кругу вопросов безопасности, в том числе вызывающих общую озабоченность. Важной составной частью Основополагающего акта стал комплекс односторонних и взаимных обязательств о проявлении сдержанности в военной сфере.
До октября 1998 года, когда руководство альянса взяло курс на силовое решение косовского кризиса, российско-натовские отношения развивались в целом в конструктивном ключе. В связи с натовской военной акцией против СРЮ Россия приостановила все свои контакты с альянсом, отказалась принять участие в его юбилейном саммите в апреле 1999 года в Вашингтоне.
После возвращения ситуации в международное правовое поле и принятия резолюции СБ ООН 1244 контакты с альянсом возобновились, хотя и были ограничены исключительно вопросами взаимодействия в рамках миротворческих операций в Косово и Боснии и Герцеговины.
В феврале 2000 году после визита в Москву генсека альянса Джорджа Робертсона отношения Россия-НАТО были частично "разморожены". В мае-июне 2000 года после почти полуторагодичного перерыва прошли заседания СПС России-НАТО на уровне министров иностранных дел и министров обороны.
В период с декабря 2000 года по май 2002 года прошли 4 очередных заседания СПС на уровне мининдел и минобороны /Брюссель - декабрь 2000, Будапешт - май 2001, Брюссель - декабрь 2001, Рейкьявик - май 2002/. На них были рассмотрены кардинальные вопросы европейской безопасности, ситуация на Балканах, приоритетные направления сотрудничества Россия - НАТО.
Прошедшие полтора года характеризовались постепенным укреплением доверия во взаимоотношениях России и НАТО. Особое внимание уделялось вопросам стратегической стабильности, нераспространения ОМУ и ракетных технологий, мерам доверия и безопасности в ядерной области, европейской нестратегической ПРО, а также проблемам борьбы с терроризмом. В Москве открылись Информационное бюро /февраль 2001/ и Военная миссия связи НАТО /май 2002/.
В этот период генеральный секретарь НАТО Джордж Робертсон нанес два рабочих визита в Москву в феврале и ноябре 2001 года. Президент РФ Владимир Путин в ходе официального визита в Бельгию в октябре 2002 года встретился, в свою очередь, с Джорджем Робертсоном. На этой встрече было достигнуто важное политическое понимание о необходимости перевода отношений Россия - НАТО на качественно новый уровень.
В декабре 2001 года министры иностранных дел на заседании СПС в Брюсселе заявили о своей решимости совместно работать по формированию нового качества отношений и приняли решение о проведении предметных консультаций по данному вопросу.
В марте, апреле и мае 2002 года поочередно в Москве и Брюсселе состоялось несколько раундов консультаций заместителя министра иностранных дел РФ Евгения Гусарова и заместителя генсека НАТО Гюнтера Альтенбурга. Главный их итог - выработка совместного политического документа по новым рамкам отношений Россия-НАТО, идущего по своему политическому значению и статусу дальше Основополагающего акта.
14 мая в Рейкьявике на заседании СПС на уровне министров иностранных дел был одобрен пакет документов о запуске нового механизма сотрудничества - Совета Россия-НАТО /СРН/.
Начало новому этапу сотрудничества положила встреча на высшем уровне Россия - НАТО в Риме 28 мая. Главы государств и правительств подписали Декларацию "Отношения Россия-НАТО: новое качество". В документе определены основные принципы и механизмы взаимодействия с альянсом на базе учреждаемого Совета Россия - НАТО, а также области сотрудничества.
Главные принципы: работа в "национальном качестве", т.е. без предварительных внутриблоковых согласований, на основе постоянного политического диалога по широкому спектру вопросов безопасности; стремление к достижению консенсуса на равноправной основе; принятие совместных решений и осуществление совместных действий; общая и индивидуальная ответственность за реализацию таких решений; безусловное соблюдение всеми участниками Совета обязательств по международному праву. Уставу ООН и нормообразующим документам ОБСЕ.
Создана стройная структура органов - от СРН, созываемого дважды в год на уровне мининдел и Минобороны и не реже одного раза в месяц на уровне послов, до экспертного уровня.
6 июня состоялась встреча министров обороны в формате "двадцатки". Министры подтвердили свою решимость выполнить свою часть работы по созданию нового качества отношений между странами-членами НАТО и Россией, наметили ряд конкретных направлений совместной деятельности.
В июне-октябре прошли первые посольские заседания Совета Россия - НАТО, которые дали старт реальному сотрудничеству в новом формате "двадцати". По их итогам были одобрены графики и тематика заседаний СРН на вторую половину 2002 года, а также встреч экспертов по всем направлениям взаимодействия Римской декларации - Совет также принял решение о создании специальных рабочих групп по ряду тем сотрудничества, предусмотренных текущей Программой работы СРН.
Теперь эти группы - по борьбе с терроризмом, нераспространению ОМУ, сотрудничеству в области ПРО ТВД и по управлению воздушным движением - работают на регулярной основе. Под эгидой СРН в Брюсселе прошли встречи экспертов по вопросам адаптированного ДОВСЕ, ядерного оружия. Завершена работа над политической концепцией совместных миротворческих операций Россия-НАТО.
По линии СРН ведется планомерная и многоплановая работа. Первые результаты совместной деятельности в рамках "двадцатки" в целом позитивны - нарабатывается потенциал, который в перспективе позволит выходить на совместные решения.
25 сентября состоялась неофициальная встреча министров обороны России и НАТО в Варшаве.
25-28 сентября были проведены крупномасштабные международные учения по линии МЧС России по преодолению последствий террористического акта на химическом предприятии. "Богородск 2002" /г. Ногинск/. В них приняли участие более 1000 спасателей и наблюдателей из России и более 30 европейских стран.
/По материалам МИД РФ/