Чтобы справиться с задачей, определенной саммитом ЕС в Лиссабоне в марте 2000 года, которая заключается в том, чтобы к 2010 году Европа имела "самую конкурентоспособную и динамичную в мире экономику, основанную на знаниях", Европейская комиссия и государства-члены ЕС направляют усилия "на определение и реализацию общих целей в системах образования и обучения", сообщил в среду в Брюсселе официальный представитель Еврокомиссии.
Исполнительный орган ЕС утвердил документ, в котором предлагаются пять европейских критериев оценки состояния образования. По мнению еврокомиссара по вопросам воспитания и образования Вивиан Рединг, эти критерии "позволят эффективнее отслеживать достигаемый прогресс и способствовать обмену лучшим опытом".
Еврокомиссия предложила всем странам-членам ЕС до 2010 года сократить, минимум, наполовину по отношению к 2000 году количество молодежи, преждевременно покидающей школу, чтобы привести его к 9 проц или менее.
Средняя цифра сегодня для Евросоюза - 19 проц. В Швеции, Финляндии и Австрии она равна 10,3 проц. В Португалии - 45 проц, в Испании - 29 проц и в Италии - 26 проц.
К 2010 году все страны-члены ЕС должны уменьшить хотя бы наполовину разрыв в количестве выпускаемых дипломированных специалистов в области математики, естественных наук и технологий между мужчинами и женщинами, значительно увеличив при этом общее число выпускников с высшим образованием по отношению к 2000 году. При том, что ЕС готовит относительно больше дипломированных специалистов по этим дисциплинам /около 550 тыс в год/, чем США /370 тыс/ и Япония /240 тыс/, из них гораздо меньшее число специализируется на научных исследованиях.
Страны-члены ЕС должны следить за тем, чтобы к 2010 году средний уровень лиц в возрасте от 25 до 59 лет, имеющих хотя бы законченное среднее образование, достиг 80 или более проц. В настоящее время этот уровень равен 83 проц в Германии, Дании и Швеции. В Португалии - 21 проц, в Испании - 42 проц, в Италии - 46 проц.
Ставится также задача сократить, минимум, в два раза число молодых людей, имеющих к 15 годам плохие результаты в чтении, математике и естественных науках. В Еврокомиссии признают, что в этом плане Евросоюзу в целом предстоит сделать еще многое, чтобы приблизиться к лучшим мировым образцам высокого качества образования - Японии и Финляндии. В ЕС слишком много школьников, показывающих очень посредственные результаты, что имеет социальные последствия в сферах занятости, интеграции в современное общество, индивидуального развития и получения дальнейшего образования.
Наконец, Еврокомиссия предлагает, чтобы средний уровень участия граждан в непрерывном образовании и обучении составлял по ЕС не менее 15 проц взрослого населения в активном возрасте /25-64 года/. И не одна страна Евросоюза не должна находиться по этому показателю ниже 10 проц. В Брюсселе подчеркивают, что постоянное увеличение участников непрерывного образования и обучения в течение жизни является одной из важнейших целей ЕС в образовательной сфере. Сегодня средняя цифра по ЕС составляет 8,4 проц. При этом в Великобритании, Финляндии и Дании она равна 19,6 проц.