Летом 2001 года, до терактов 11 сентября и до свержения режима талибов в Афганистане, эта организация замышлялась как коллективный ответ России, Китая, Казахстана, Таджикистана, Киргизии и Узбекистана террористической угрозе на стыке общих границ. Разгром талибов и появление в Средней Азии американских военных баз заставил энтузиастов ШОС задастся вопросом: Неужели не успели? Неужели ШОС больше не нужна?
Сегодня вопрос этот уже не обсуждается, и задачи у собирающихся в Москве министров более простые. А именно - "сверять часы", смотреть, нет ли мелких политических проблем для повседневной работы организации, ведущейся множеством ведомств одновременно. Так, механизм работы и повестку дня параллельно отрабатывают Генпрокуроры шести участников ШОС, министры транспорта, экономики, даже культуры, и еще крупные предприниматели, которые собирались на недавнем инвестиционном симпозиуме по энергетике в Шанхае. Это далеко не вся картина работы по созданию безопасной и процветающей Средней Азии с опорой на российско-китайское партнерство /а именно так выглядит "формула ШОС"/.
Лакмусовый тест для всего происходящего - поведение представителей Узбекистана, страны, присоединившейся к идее ШОС последней и проявлявшей меньше всего энтузиазма и на ее учредительном саммите в июне прошлого года в Санкт-Петербурге, да и после него. Достаточно было ознакомиться с поведением официозной узбекской пропаганды, радостно громившей "многовековой русский колониализм" и раздражавшейся по поводу шедшей в Москве дискуссии об американском военном присутствии в регионе. Казалось, что даже и после создания ШОС 7 июня Ташкент был готов швырнуть свое членство в организации в топку новой узбекско-американской стратегической дружбы и любви. Так вот, сейчас и Узбекистан ведет себя по-иному.
Во многом здесь виноваты сами американцы. Они до сего дня так и не смогли предложить своим новым среднеазиатским друзьям чего-либо близко похожего на те экономические инвестиционные проекты, которые сейчас начинают обсуждаться в ШОС. И ничего похожего на разветвленную организацию, с множеством программ и планов, формируемую в ШОС, у американцев нет даже в проекте. Есть пока лишь общие заявления и фиксированные суммы в виде платы за военные базы.
При этом стандартной частью тех самых заявлений, которые делают приезжающие в среднеазиатские столицы гости из США, стала "демократизация местных режимов". В то время как ни Китай, ни Россия, ни тем более остальные члены ШОС никогда не увлекались "классикой" американской политической культуры - повсеместной демонстративной демократизацией всех государств, иногда насильственной. "Классикой", приносящей немало проблем разным американским администрациям по всему миру.
Более того, нельзя даже сказать, что американцы действительно решили сделать смену правящих в Средней Азии режимов целью своей региональной политики. Речи об этом слишком похожи на общие фразы, прикрывающие пустоты в формулировании этой региональной политики. Налицо желание в целом сохранять в Средней Азии новообретенные военные базы и вообще "присутствовать", но для чего и как - администрация Буша пока не решила и неизвестно когда решит.
Поэтому многие в среднеазиатских властных структурах сейчас, видимо, считают, что надо работать со всеми партнерами одновременно, в том числе подогревая их соперничество. Две кошки, которые будут ловить мышей - лучше, чем одна, а дух соревновательности между ними плох только для мышей.
Вопрос в том, действительно ли кто-то - например, Россия или Китай - хочет бороться с американцами в Средней Азии, или же они вполне готовы с ними сотрудничать.
Понятно, что мотор ШОС - это взаимодействие России и Китая, и угроза исламского фундаментализма из Афганистана была (и остается) очень серьезной для двух наших государств. Но Россия сделала свой выбор, сняв год с лишним назад возражения против американских баз в регионе. Это был обмен своей весьма сомнительной по надежности "сферы влияния" в Средней Азии на вполне реальный выигрыш от уменьшения фундаменталистской угрозы. Кстати, несколько лет назад российские правящие круги вообще считали, что механизма СНГ достаточно, чтобы охранять южные рубежи от террористической угрозы. Но жизнь показала, что угроза серьезнее, чем казалось раньше.
Многие в Москве исходят также из того, что угроза эта до сих пор настолько велика, что без дальнейшей поддержки России, Китая и местных правительств ни американцы, ни кто-либо другой не смогут монопольно распоряжаться в регионе, даже если, наконец, этого захотят. При этом именно ШОС может оказаться механизмом, который поможет США участвовать в общей борьбе с террористами.
Что касается Китая, то для него согласие Москвы на создание американских баз в Средней Азии было большим потрясением. Таким, что даже зашла речь о нарушении духа российско-китайского договора о стратегическом сотрудничестве. Но дело в том, что Китай вообще имел очень слабые позиции в Средней Азии, напрасно считая Россию "политическим монополистом" в этом регионе. Конфиденциальные беседы в Пекине показывают, что у различных китайских учреждений не хватает даже информации о происходящем к северо-западу от китайских границ, и в последние год-два несколько ведомств тщетно обращались друг к другу с просьбой помочь выработать внятную политику в Средней Азии. Хотя необходимость бороться с экстремизмом в этой зоне была очевидна давно, так же как и необходимость сотрудничества со Средней Азией для экономического развития Синьцзяна.
ШОС может и должна помочь Пекину решить все эти задачи. В частности, отладив работу регионального антитеррористического центра организации в Бишкеке, его координацию с аналогичными центрами СНГ и Договора о коллективной безопасности. Наконец, экономическая составляющая ШОС нужна Китаю для выстраивания программ развития всего региона в целом, то есть Синьцзяна и Средней Азии, начиная с очевидных проектов в области энергетики и транспорта.
Все эти планы будут готовиться к утверждению на очередном саммите ШОС, место для проведения которого выберут министры в Москве. Министры также обсудят бюджет организации, проблемы работы его секретариата и еще около 30 документов, которые все вместе позволят в течение нескольких месяцев сделать ШОС мощной и работоспособной структурой.