Рейтинг@Mail.ru
45 лет назад умер Мстислав Добужинский - РИА Новости, 05.06.2008
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

45 лет назад умер Мстислав Добужинский

Читать ria.ru в
20 ноября исполняется 45 лет со дня кончины выдающегося российского художника Мстислава Валериановича Добужинского /1875-1957/. График, живописец и сценограф, он вошел в историю искусства, прежде всего, как один из интереснейших представителей объединения "Мир искусства", возникшего на грани X1X и XX столетий. Подобно его друзьям и соратникам Александру Бенуа, Константину Сомову, Льву Баксту, после революции Добужинский покинул Россию, с 1925 года он жил в родной Литве, с 1939 года - в Великобритании и США. В творчестве мастера немало точек соприкосновения с наследием других "мирискусников": так же, как Серов и Бенуа, он работал в жанре исторической картины и для театра, иллюстрировал журналы и книги /"Белые ночи" Достоевского, "Три толстяка" Юрия Олеши/, создавал афиши и карикатуры /известнее других - графический лист "Октябрьская идиллия" для журнала "Жупел", посвященный революционным событиям 1905 года/. Однако, пожалуй, никто так не совпадал по звучанию с выразителем эпохи -...
МОСКВА, 20 ноября. /Корр. РИА "Новости" Елена Титаренко/. 20 ноября исполняется 45 лет со дня кончины выдающегося российского художника Мстислава Валериановича Добужинского /1875-1957/.

> График, живописец и сценограф, он вошел в историю искусства, прежде всего, как один из интереснейших представителей объединения "Мир искусства", возникшего на грани X1X и XX столетий. Подобно его друзьям и соратникам Александру Бенуа, Константину Сомову, Льву Баксту, после революции Добужинский покинул Россию, с 1925 года он жил в родной Литве, с 1939 года - в Великобритании и США.

В творчестве мастера немало точек соприкосновения с наследием других "мирискусников": так же, как Серов и Бенуа, он работал в жанре исторической картины и для театра, иллюстрировал журналы и книги /"Белые ночи" Достоевского, "Три толстяка" Юрия Олеши/, создавал афиши и карикатуры /известнее других - графический лист "Октябрьская идиллия" для журнала "Жупел", посвященный революционным событиям 1905 года/. Однако, пожалуй, никто так не совпадал по звучанию с выразителем эпохи - поэтом Александром Блоком. "Ночь, улица, фонарь, аптека..." - эти блоковские слова приходят на память у картины Добужинского "Окно парикмахерской".

То иронический гротеск, то трагический психологизм сближают художника с другим набиравшим тогда силу течением - немецким экспрессионизмом. Современный город - именно эта, важнейшая для экспрессионистов, тема поставила Добужинского на особое место в кругу "мирискусников", а для него стала главной. Художник словно не замечал в Петербурге, Лондоне или Амстердаме величественной архитектуры - он рисовал безликие доходные дома, тускло глядящие на унылые улицы, глухие дворы-колодцы, однообразные железные крыши, истерзанную землю и пасмурное небо, проколотое дымовыми трубами. Не случайно так и прозвучит в одном из названий: "гримасы города".

Словно тень смерти легла на лицо героя одной из самых известных картин Добужинского - "Человек в очках" /1905/. Стремясь придать образу смысл обобщения, автор не называет это произведение портретом, хотя изображен здесь конкретный персонаж - поэт Константин Эрберг. Человек повернут спиной к окну, и скудный свет стирает черты, скрывает глаза героя за блеском стекол очков... Из окна же открывается уродливый, леденящий душу пейзаж с задворками индустриального города - заводскими трубами и новостройками. Но здесь рождается новая эстетика, которая будет присуща ХХ веку: ведь "человек в очках" не может жить без этого города, хотя его страшится. Он выступает символом затаенного, но твердого противостояния "веку железному".

Среди других наиболее известных работ Добужинского - иллюстрации к произведениям Пушкина /"Барышня-крестьянка", "Станционный смотритель", "Евгений Онегин"/, Блока /"Роза и крест"/, к повести Карамзина "Бедная Лиза". Написал также полотна "Похороны жертв революции", "В.И.Ленин в Таврическом дворце на III съезде Коминтерна", "Демонстрация у Зимнего дворца".

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала