> График, живописец и сценограф, он вошел в историю искусства, прежде всего, как один из интереснейших представителей объединения "Мир искусства", возникшего на грани X1X и XX столетий. Подобно его друзьям и соратникам Александру Бенуа, Константину Сомову, Льву Баксту, после революции Добужинский покинул Россию, с 1925 года он жил в родной Литве, с 1939 года - в Великобритании и США.
В творчестве мастера немало точек соприкосновения с наследием других "мирискусников": так же, как Серов и Бенуа, он работал в жанре исторической картины и для театра, иллюстрировал журналы и книги /"Белые ночи" Достоевского, "Три толстяка" Юрия Олеши/, создавал афиши и карикатуры /известнее других - графический лист "Октябрьская идиллия" для журнала "Жупел", посвященный революционным событиям 1905 года/. Однако, пожалуй, никто так не совпадал по звучанию с выразителем эпохи - поэтом Александром Блоком. "Ночь, улица, фонарь, аптека..." - эти блоковские слова приходят на память у картины Добужинского "Окно парикмахерской".
То иронический гротеск, то трагический психологизм сближают художника с другим набиравшим тогда силу течением - немецким экспрессионизмом. Современный город - именно эта, важнейшая для экспрессионистов, тема поставила Добужинского на особое место в кругу "мирискусников", а для него стала главной. Художник словно не замечал в Петербурге, Лондоне или Амстердаме величественной архитектуры - он рисовал безликие доходные дома, тускло глядящие на унылые улицы, глухие дворы-колодцы, однообразные железные крыши, истерзанную землю и пасмурное небо, проколотое дымовыми трубами. Не случайно так и прозвучит в одном из названий: "гримасы города".
Словно тень смерти легла на лицо героя одной из самых известных картин Добужинского - "Человек в очках" /1905/. Стремясь придать образу смысл обобщения, автор не называет это произведение портретом, хотя изображен здесь конкретный персонаж - поэт Константин Эрберг. Человек повернут спиной к окну, и скудный свет стирает черты, скрывает глаза героя за блеском стекол очков... Из окна же открывается уродливый, леденящий душу пейзаж с задворками индустриального города - заводскими трубами и новостройками. Но здесь рождается новая эстетика, которая будет присуща ХХ веку: ведь "человек в очках" не может жить без этого города, хотя его страшится. Он выступает символом затаенного, но твердого противостояния "веку железному".
Среди других наиболее известных работ Добужинского - иллюстрации к произведениям Пушкина /"Барышня-крестьянка", "Станционный смотритель", "Евгений Онегин"/, Блока /"Роза и крест"/, к повести Карамзина "Бедная Лиза". Написал также полотна "Похороны жертв революции", "В.И.Ленин в Таврическом дворце на III съезде Коминтерна", "Демонстрация у Зимнего дворца".