Как сообщили РИА "Новости" в администрации ПМ, в Москву привезены десять объемных макетов, выполненных в первой половине ХХ века по чертежам самого Леонардо. Широко известно, что прославленного, снискавшего репутацию непревзойденного, мастера станковой и фресковой живописи отличали страсть к военно-инженерным разработкам и талант изобретателя. С движущей силой пара он экспериментировал за 200 лет до изобретения паровой машины, а размышления Леонардо о том, как можно использовать порох для движения рабочего поршня, за четыре века предвосхитили создание двигателя внутреннего сгорания. Когда в сорок 40 лет художнику пришлось покинуть родную Флоренцию, свои услуги он предложил миланскому герцогу и составил длинный список всего, чем может заниматься. Будущий классик Возрождения брался проектировать и строить мосты, крепости, осадные машины, снаряды, дальнобойные орудия, боевые корабли, туннели, военные колесницы, метательные аппараты. Он был согласен возводить любые здания и водопроводы и лишь в конце письма, мимоходом, упоминал, что может ваять скульптуру и готов вступить в соревнование с любым живописцем. После этого Леонардо был приглашен в Милан: в качестве лютниста и поэта.
В альбомах набросков великого итальянца сохранились чертежи первого автоматического ткацкого станка, прялки с ножным приводом, винторезного станка, шерстечесальной машины. Все это вполне применимо в деле, хотя ученые так и не нашли подтверждения, пробовал ли кто-нибудь претворить идеи Леонардо на практике. Россияне увидят созданные в новейшее время макеты "воздушного винта" - прототипа современного вертолета, боевой колесницы - платформы, оснащенной косами для поражения противника, и перекидного моста, который можно собрать за считанные минуты. Экспонируются "орнитоптер" - летательный аппарат с пружинным двигателем, "бронированный фургон" - прообраз танка. Наконец, есть здесь и самодвижущаяся повозка - знаменитый "автомобиль Леонардо".
Правда, тех, кто надеется увидеть подлинные чертежи, записки, а тем более картины этого титана мысли, сотрудники ПМ предупреждают: на выставке не покажут таких раритетов. Страховочная стоимость подобных экспонатов столь велика, что их не рискуют везти через границы. В Москве же произведений да Винчи нет вообще, и сюда только раз, почти 30 лет назад, "приезжала" знаменитая парижанка "Мона Лиза". Что касается северной столицы, в Эрмитаже как зеницу ока хранят две небольшие картины Леонардо - "Мадонна с цветком (Мадонна Бенуа)" и "Мадонна с младенцем (Мадонна Литта)" - и до сих пор скорбят об утрате еще одного холста во время сталинских "распродаж".
Однако эпоха и мир Леонардо, его образ будут воссозданы с помощью современных технологий - мультимедиа позволят изучить чертежи, манускрипты и живопись. Более того, макеты инженерных конструкций да Винчи размещены на фоне "горной природы" - стенных росписей, выполненных по мотивам рисунков маэстро в технике сепии и воспроизводящих ландшафты его родной Италии.
Выставка проходит в рамках комплекса мероприятий, организованных к юбилею Леонардо да Винчи Политехническим музеем под эгидой ЮНЕСКО и Министерства культуры Российской Федерации. 550-летие великого художника и конструктора совпало с юбилеем крупнейшей в России сокровищницы истории науки и техники, в декабре 2002 года отмечающей 130-летие. Поэтому коллектив музея выступил с инициативой провести в своих стенах торжества, среди которых главным событием стала международная научная конференция "Творческое наследие Леонардо да Винчи" (она завершится в четверг).
Организаторами конференции выступили Институт истории естествознания и техники им. С.И.Вавилова РАН, Московский государственный технический университет им.Н.Э. Баумана, Миланский музей науки и технологии, Российский государственный гуманитарный университет, Международный центр обучающих систем. В подготовке юбилейных торжеств участвовали Российский национальный комитет по истории искусства, Комиссия по культуре Возрождения Научного совета по истории мировой культуры РАН, Общество им. Данте Алигьери и Государственный музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина, где проходит симпозиум "Леонардо да Винчи и культура его эпохи".