В 26 лет, будучи студенткой второго курса ВГИКа, Токарева написала свой первый рассказ "День без вранья". Все остальное, по признанию писательницы, "произошло автоматом": предложили вступить в Союз писателей, написать сценарий к фильму, издать книгу...
Спустя 2 года Токарева совместно с Георгием Данелия приступила к работе над сценарием кинокартины "Джентльмены удачи". В следующей совместной работе - "Мимино" к ним присоединился Резо Габриадзе. После "Мимино" были "Шляпа", "Шла собака по роялю". Фильмы, поставленные по сценариям Токаревой, входят в золотой фонд отечественного кинематографа.
Токарева - "многоплановый" автор. Как сценарист, она заставляет зрителя смеяться, как писатель, напротив, грустить, а порой и плакать. "Сценарии - это моя профессия, а проза - это моя любовь", - призналась как-то она. Интересно, что литературные персонажи Токаревой, меняющиеся в соответствии с временем, внутри не меняются вовсе. У них те же обиды, та же грусть и надежда на лучшее. Эти чувства - цель описания.
Токарева считает себя ученицей Чехова, а ему, по выражению писательницы, "свойственно высокое благородство". "Мне хочется сохранить в рассказах такую же, как у него, застенчивость", - признается она. Одна из ее любимых фраз: "Чтобы сделать хороший творог, надо слить всю сыворотку". А потому при работе над текстом Токарева часто "отжимает" лишние эпизоды, фразы, слова: "Надеюсь, что моя проза густа".
"Мою потребность в творчестве можно сравнить с желанием алкоголика выпить, писательство - это своего рода наркомания", - говорит Токарева. Современникам писательницы остается только надеяться, что Виктории Самойловне никогда не удастся избавиться от этой "вредной" привычки.