Редко кому из актеров так везло на внешность социального героя. Михаил Ульянов родился в рубашке лидера, повторив взлет таких звезд, как Николай Крючков и Марк Бернес: простецкое лицо парня из нашего города, голос друга с соседней улицы, рукопожатие фронтового товарища, походка вечного первого среди равных.
Трудно выделить в ульяновской галерее народных типов лучшие роли, по своему они все хороши, даже редкие подлецы в исполнении Ульянова /например, спекулянт-сосед из фильма Владимира Басова "Тишина" или писатель Ким Есенин из "Темы" Глеба Панфилова/ полны титанической мощи шекспировского Ричарда III.
Он вошел в историю советского кино, сумев передать ту надорванную силу русской ментальности, которая крепнет на фоне трагедий. Фронтовик, поднимающий матом стадо увязших в навозе коров /фильм "Председатель"/, или кипящий страстями Дмитрий Карамазов, готовый убить родного отца из-за любимой душеньки Грушеньки, или полковник Чарнота из фильма Алова и Наумова "Бег", который превращает свое бегство из Крыма в Стамбул в праздник азарта.
Ульянов - народный артист СССР /1969/, играющий белогвардейцев, Герой Социалистического Труда /1986/ и Ленин в пьесе Шатрова "Брестский мир", Член Центральной ревизионной комиссии ЦК КПСС /1976-1990/, исполняющий роль английского короля-выродка, Член ЦК КПСС и император французов Наполеон Бонапарт.
Его закатной ролью в советском кино стал директор завода Абрикосов из фильма Юлия Райзмана "Частная жизнь". Словно предчувствуя будущее, он мастерски исполнил роль руководителя на пенсии, который, оказавшись не у дел, вдруг обнаружил, что не может справиться даже с родной семьей и практически не умеет жить.
Распад Советского Союза Михаил Ульянов попытался встретить с достоинством полководца, он подставил плечо под падающий фронтон ВТО /Всероссийского театрального общества/, преобразованного в Союз Театральных Деятелей, которым руководил с 1986 по 1996 гг., одновременно возглавив свой родной театр имени Евгения Вахтангова. Только тут обнаружилась его внезапная слабина. Феномен Абрикосова повторился в реальной судьбе.
Герой на подмостках - Михаил Ульянов, к сожалению, не смог стать героем переходного времени. Театральная общественность при нем перестала играть прежнюю роль в жизни страны, протекающая крыша в Доме престарелых актеров стала проклятием его вялого царства, а театр Вахтангова утратил прежнюю популярность.
Но, проигрывая на административном поле, Михаил Ульянов по-прежнему остается суперзвездой экрана. Одна из его последних ролей - пенсионер, бывший Ворошиловский стрелок /фильм "Ворошиловский стрелок"/, ставший народным мстителем за поруганную внучку - вновь продемонстрировала уникальный дар актера - раскручивать персонаж до полной боевой мощи. Ульянов, как и раньше, остается маршалом в мире искусства.