Рейтинг@Mail.ru
Мартину Скорсезе исполнилось 60 лет - РИА Новости, 05.06.2008
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Мартину Скорсезе исполнилось 60 лет

Читать ria.ru в
В 1988 году на экранах мира появилась кинолента, вызвавшая, с одной стороны, восхищение поклонников, с другой же не просто неприятие, но самое активное негодование, граничащее с остракизмом, клерикальных и близких к ним кругов. "Последнее искушение Христа" - так назывался кинофильм американского режиссера Мартина Скорсезе, появление которого стало итогом десятилетнего ожидания возможности /в первую очередь, финансовой/ и права /с точки зрения готовности художника замахнуться на подобного масштаба тему/ снять эту картину. В последующие годы киноведы немало писали об "Искушении" как об итоговой работе Скорсезе-художника и личности. В этой киноленте, как ни в какой другой, режиссером через образ Иисуса Христа прослеживаются истоки собственной неизменной приверженности католицизму, находит удовлетворение отличающая Скорсезе поглощенность изучением человека как смертного существа и, наконец, проявляется насыщенность Скорсезе, одновременно как профессионала кино и как представителя...
САН-ФРАНЦИСКО, 17 ноября. /Корр. РИА "Новости" Владислав Дунаев/. В 1988 году на экранах мира появилась кинолента, вызвавшая, с одной стороны, восхищение поклонников, с другой же не просто неприятие, но самое активное негодование, граничащее с остракизмом, клерикальных и близких к ним кругов.

"Последнее искушение Христа" - так назывался кинофильм американского режиссера Мартина Скорсезе, появление которого стало итогом десятилетнего ожидания возможности /в первую очередь, финансовой/ и права /с точки зрения готовности художника замахнуться на подобного масштаба тему/ снять эту картину.

В последующие годы киноведы немало писали об "Искушении" как об итоговой работе Скорсезе-художника и личности. В этой киноленте, как ни в какой другой, режиссером через образ Иисуса Христа прослеживаются истоки собственной неизменной приверженности католицизму, находит удовлетворение отличающая Скорсезе поглощенность изучением человека как смертного существа и, наконец, проявляется насыщенность Скорсезе, одновременно как профессионала кино и как представителя зрительской массы века "Великой иллюзии", цитатами из ранее увиденных кинолент.

Этой картине, отразившей беспрецедентное среди американских режиссеров чувство традиции, Мартин Скорсезе обязан статусу "Джеймса Джойса в сфере киноискусства". В свою очередь, сама кинолента "Последнее искушение Христа" явилась итогом жизненного пути художника, который начался 17 ноября 1942 года в Нью-Йорке.

Мартин Скорсезе родился в семье, принадлежащей ко второму поколению иммигрантов из Сицилии, и все детство провел в тех кварталах нью-йоркской "Малой Италии", которые были заселены почти исключительно одними сицилийцами и, значит, находились в полюсе притяжения и взаимоотторжения двух сил - католической церкви и мафии. Впоследствии высокая духовность первой и жестокий сенсуализм второй, войдя в плоть и кровь художника, неизменно окрашивали все его произведения.

В детстве же, будучи слабым, постоянно болеющим астмой ребенком, Скорсезе, которому жизнь гангстеров была не по силам, неизбежно обратился к религии, поступил в семинарию, но и до исключения из нее нередко испытывал на себе давление мира мафиози.

Занимаясь английским на курсах Нью-йоркского университета, Скорсезе, для которого походы в кино давно уже были панацеей от всякого рода бед, включая тоску по неосуществленной мечте стать патером, естественным образом заинтересовался лекциями знаменитого киноведа Хэга Манугяна. Манугян проповедовал "кино личности", и его теория киноискусства навсегда осталась ориентиром в творчестве Скорсезе. Став учеником Манугяна, Скорсезе очень скоро снял ряд студенческих работ, которые доказали его способность быть режиссером. Поэтому никого не удивило, что уже второй полнометражный кинофильм, снятый Скорсезе в 1973 году, был признан шедевром.

"Подлые улицы" - это глубоко автобиографический рассказ о конфликте человеческой личности с окружением и с самим собой. Изображение аутсайдеров, антигероев, необычный ракурс съемки, новая техника редакции отснятого материала - все это на фоне сконцентрированного изображения конфликта существования в полюсе религия-гангстеризм, сопровождаемого вызывающими звуками поп-музыки.

Эти новые элементы стали отличительными характеристиками всех последующих работ молодого режиссера. "Подлые улицы" обеспечили Скорсезе репутацию одного иэ наиболее талантиливых представителей нового поколения мастеров американского кино. С "Подлых улиц" началось и уникальное сотрудничество Скорсезе с актером Робертом Де Ниро...

Не будучи в состоянии отказать режиссеру в таланте, противники Скорсезе поспешили обвинить его в неспособности снимать "теплое", "женское кино". Ответом стала кинолента "Элис больше здесь не живет" /1974/, за исполнение главной роли в которой Эллен Бёрстин получила Оскара в категории "лучшая актриса года". В том же году появилась самая любимая режиссером кинолента "Американский итальянец" - художественно-документальный фильм о судьбе итальянских иммигрантов, о жизни в "Малой Италии", о родителях самого Скорсезе, о знаменитой итальянской кухне и о не менее знаменитом рецепте приготовления томатного соуса, которым гордилась мать Скорсеэе Катерина.

Наконец, 1974 год был отмечен началом работы над кинолентой "Таксист", в котором режиссер сделал попытку выявить истоки и природу насилия, охватившего современное американское общество. По признанию самого Скорсезе, работа над "Таксистом" по сценарию Пола Шрейдера стала реализацией его давних стремлений экранизировать роман Достоевского "Записки из Мертвого дома", в котором русский писатель исследует аналогичные проблемы. Тема захватила не только режиссера, но и исполнителя главной роли Роберта Де Ниро: прочитав сценарий, он решил навсегда забросить начатую было рукопись собственного романа и посвятить себя профессии актера.

Съемки одной из наиболее ярких кинолент Скорсезе проходили душным летом в Нью-Йорке, когда город, казалось, источал миазмы саморазрушения, покрывая ими всех одиноких, страдающих от паранойи, одержимых навязчивой идеей насилия.

Лента, созданная в соавторстве блестящей троицы - режиссера, сценариста и актера-звезды, в равной степени увлеченных совместной работой, превзошла все ожидания. "Таксист" не только вошел в анналы американского кино, но стал неотъемлемой частью сознания американцев. Его воздействие оказалось столь сильным, что лента подвигла некоего Джона Хинкли на попытку убийства президента Рональда Рейгана...

Огромное напряжение, с которым режиссер работал многие годы, обернулось срывом, выразившемся во все большем употреблении кокаина. Провал снятого в 1977 году мюзикла "Нью-Йорк, Нью-Йорк" /с участием Де Ниро и Лайзы Минелли/ привел к тому, что Скорсезе довел дозу кокаина почти до летального уровня и был доставлен в нью-йоркский госпиталь в состоянии, при котором из глаз потоками сочилась кровь. В страшный момент режиссер оказался в полном одиночестве, поскольку его образ жизни привел к краху двух браков и к полному отказу от него собственных детей.

Как уже неоднократно случалось в жизни Скорсезе, и на этот раз спасение пришло через работу. По собственному признанию режиссера, над фильмом "Разъяренный бык" /1979-1980/ он работал "в стиле камикадзе", как если бы это была последняя кинолента в его жизни. Основанный на автобиографии боксера Джейка Ламотта, "Разъяренный бык" был признан лучшим фильмом 80-х.

Исполнитель главной роли Роберт Де Ниро был удостоен Оскара в категории "лучший актер года", в то время как неизвестная до того момента актриса Кэси Мориарти /игравшая вторую жену Ламотта/ была номинирована в категории "лучшая исполнительница женской роли".

Неизменная соратница Скорсезе Тельма Шунмейкер получила Оскара за лучшую киноредакцию. Несмотря на широкое признание режиссерского таланта, Скорсезе долго не удавалось снять фильм, который бы имел кассовый успех. Лишь в 1986 году, когда вышла известная кинолента "Цвет денег", режиссер смог, наконец, обеспечить бюджет для съемки фильма своей мечты - "Последнего искушения Христа"...

Однажды, будучи еще подростком, Мартин Скорсезе нарисовал на стене своей комнаты пару глаз. В тот момент он, полностью поглощенной стремлением стать католическим священнослужителем, придавал этому символу чисто религиозный смысл. Однако впоследствии многие из биографов режиссера писали о глазах, глядящих из темноты, как о наиболее точной метафоре личности Мартина Скорсезе. Ведь живительным источником поразительного искусства этого художника является ничто иное, как удивительная способность наблюдать жизнь, которая для умеющего участвуя отстраниться, наподобие зрителя в театральном зале, и есть "театр". И хотя Скорсезе не является обладателем Оскара, так и не будучи удостоен высшей награды Американской Академии киноискусства, в мире его считают одним из наиболее крупных современных кинорежиссеров Америки.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала