Одной из основных функций Академии всегда было профессиональное обучение и воспитание высококлассных художников. занятия со студентами начались в 1758 году сразу в нескольких /живописный, скульптурный, архитектурный, гравировальный, медальерный/ классах. А в 1764 году высочайшим указом императрицы Екатерины II были утверждены "Привилегия и устав Императорской Академии трех знатнейших художеств", придавшие ей особый государственный статус и на долгие годы определившие направления ее деятельности.
В том же 1764 году было открыто Воспитательное училище при АХ, где обучение начиналось в 5-6-летнем возрасте /интернат существовал до начала XIX века/.
С 1767 года отличившиеся выпускники посылались за границу в качестве пансионеров АХ.
Академия также была и центром научно-исследовательской мысли, осваивающей художественное наследие, исторический и современный опыт мирового и российского изобразительного искусства.
В петербургский период Академии художеств, который длился вплоть до социалистической революции 1917 года, академия выполняла в основном образовательную функцию. Она давала блестящую профессиональную подготовку молодым живописцам и скульпторам. Практически все мастера, которые принесли славу русскому изобразительному искусству в 19-м веке, получили образование в Петербурге, в Академии художеств: К.Брюллов, А.Иванов, О.Кипренский и др.
Даже плеяда художников-передвижников - И.Крамской, И.Репин, В.Суриков и В.Васнецов, которые первыми взбунтовались против некоторых ее принципов, связанных с абстрактно-исторической тематикой, театральностью живописи, условностью образов и сюжетов, училась в Академии. В молодости там учились и такие радикалы-авангардисты, как К.Малевич и В.Кандинский.
В российском искусстве второй половины 19-го века назрели серьезные эстетические сдвиги в сторону реализма, возрос интерес к жанровой живописи "без прикрас". Академия не желала сдавать позиции. Она по-прежнему прекрасно учила ремеслу, но эстетически все дальше и дальше расходилась с передвижниками и новыми поколениями художников рубежа 19-20 веков.
Благодаря деятельности ряда крупных педагогов реалистического направления /П.П. Чистяков и др./ и принятию нового, более демократического устава 1893 года, когда к преподаванию были допущены крупные мастера-передвижники /И.Е. Репин, А.И. Куинджи/, АХ сохранилась как школа профессионального мастерства.
В ХХ веке Академия художеств прошла сложный, противоречивый творческий путь. Декретом Совета народных комиссаров России от 12 апреля 1918 года Императорская академия художеств была упразднена. На ее базе продолжало действовать Высшее художественное училище. Затем были созданы Петроградские государственные свободные художественно-учебные мастерские, Вхутемас, Вхутеин. Постоянные трансформации продолжались до 1932 года. С 1932 по 1947 год в стране действовала Всероссийская Академия художеств, в 1947 году она преобразовалась в Академию художеств СССР и переехала в Москву. Это были времена, когда в искусстве насаждалось одно единственное направление - социалистический реализм.
Академия художеств СССР просуществовала до 1991 года, с 1992 года она была преобразована в Российскую академию художеств.
С момента своего основания Академия художеств завоевала большой авторитет не только в России, но и далеко за ее пределами. За два с половиной века членами Российской академии художеств были видные деятели русской и мировой культуры, обогатившие сокровищницу мировой культуры многими выдающимися произведениями. Среди них - М.Ломоносов, В.Баженов, Д.Дидро, Ф.Рокотов, А.Иванов, К.Брюллов, О.Роден, И.Репин, В.Суриков, П.Третьяков, И.Грабарь, С.Герасимов, А.Дейнека, П.Кончаловский, М.Сарьян, В.Фаворский, А.Пластов, Р.Гуттузо, О.Нимейер, К.Танге.
Российская академия художеств Указом президента Российской Федерации наряду с Эрмитажем, Большим театром, Третьяковской галереей отнесена к особо ценным объектам национального достояния народов России.
Ядро академии - ее члены, избираемые из числа наиболее известных деятелей российской культуры. Ныне в составе Российской Академии художеств около 150 действительных членов и членов-корреспондентов. Среди них широко известные живописцы А.Мыльников, Т.Салахов, Д.Жилинский, Е.Зверьков, Г.Коржев, В.Сидоров, графики Б.Ефимов, А.Шмаринов, М.Митурич, А.Акритас, скульпторы B.Цигаль, Л.Кербель, И. и А.Рукавишниковы, А.Бичуков, театральные художники В.Левенталь, Б.Мессерер, Э.Кочергин, М.Курилко, мастера декоративного искусства Л.Соколова, B.Муратов, архитекторы В.Розанов, В.Лебедев, Ю.Платонов и множество других талантливых творцов. Президент Российской АХ - народный художник СССР скульптор Зураб Церетели.
Сейчас в состав Академии входят два ВУЗа - Московский институт имени Сурикова и Петербургский имени Репина, в систему академии в Москве входят Научно-исследовательский институт теории и истории искусства, Музей-мастерская С.Т. Конёнкова.
Академия располагается в Москве на Пречистенке, в бывшем особняке И.А. Морозова /Морозовской галерее/, перестроенном в 1870-71 в духе необарокко /архитектор А.С. Каминский/ из здания середины XVIII в. В залах РАХ регулярно проводятся выставки как её членов, так и других отечественных и зарубежных мастеров искусства.
/По материалам Редакции информационно-справочного обеспечения РИА "Новости", 17 ноября/.