Как передает корреспондент РИА "Новости", решение это принято по инициативе США в качестве ответного шага на недавнее предупреждение Пхеньяна о продолжении своей ядерной программы и может означать новый виток противоборства США с государствами так называемой "оси зла", к которым Вашингтон причисляет Ирак, Иран и Северную Корею.
Стремление КНДР обладать ядерным оружием обозначилось еще в начале 80-х годов ХХ века. Скорее всего, это планировалось сделать на основе гражданской ядерной программы по строительству с помощью СССР нескольких ядерных реакторов. Таким образом, как теперь полагают некоторые наблюдатели, Пхеньян надеялся "надавить" на Южную Корею и позже добиться от США убрать тактические ядерные боеприпасы со своих баз на полуострове.
Вместе с тем, в декабре 1985 года руководство КНДР принимает решение присоединиться к Договору о нераспространении ядерного оружия, оставляя таким образом для себя возможность вести переговоры с Вашингтоном и Сеулом. Делая ставку на диалог, Пхеньян получал, по его мнению, возможность, с одной стороны, продолжить эксплуатацию советских реакторов, безусловно, "двойного назначения, а с другой, - делать это "безнаказанно".
В ноябре 1989 года МИД КНДР выступил с заявлением, в котором было предложено провести переговоры с участием КНДР, США и Южной Кореи о выводе американского ядерного оружия с полуострова, а также переговоры Пхеньяна и Сеула с цель разработки и подписания декларации о безъядерном статусе Корейского полуострова. В результате в декабре 1991 года между КНДР и Республикой Корея было подписано соглашение о примирении, ненападении, обменах и сотрудничестве и декларация о намерении превратить полуостров в безъядерную зону.
Явные успехи избранной политики побуждают Пхеньян в 1992 году допустить инспекторов Международного агентства по атомной энергии /МАГАТЭ/ к своим ядерным объектам. Однако на этом "везение" КНДР закончилось: в ходе проверки шести объектов, куда кроме реакторных установок вошли и места складирования ядерных отходов, специалисты пришли к мнению, что КНДР могла производить обогащенный плутоний.
В ответ заявив о росте ядерной угрозы со стороны США, когда американцы возобновили приостановленные было совместные с Сеулом учения "Тим спирит-93", и ссылаясь на "несправедливые требования определенных кругов МАГАТЭ, Пхеньян 12 марта 1993 года объявил о Выходе из договора о нераспространении.
Власти Северной Кореи ввели полувоенное положение в стране. Обстановка на Корейском полуострове вновь резко обострилась. Все это подрывало стабильность и предсказуемость в стратегически важном регионе, где смыкаются интересы Вашингтона, Пекина, Токио и Москвы.
Политический, экономический - для КНДР - и военный выход из кризисной "корейской" ситуации, казалось, был найден администрацией Билла Клинтона. 21 октября 1994 года между США и КНДР было подписано рамочное соглашение, согласно которому Северная Корея остается участником договора о нераспространении ядерного оружия и прекращает эксплуатацию советских ядерных реакторов на "тяжелой воде", способных обогащать делящийся материал до оружейных стандартов.
В свою очередь США обязались обеспечить строительство в КНДР к 2003 году АЭС на двух "легководных" реакторах, которые могли бы обеспечить потребности страны в электроэнергии. Кроме того, американцы обещали "на переходный период" ежегодно поставлять в страну топочный мазут для действующих теплоэлектростанций.
"Политически" США гарантировали никогда не применять против КНДР ядерного оружия. Вновь, атомная тема принесла КНДР дипломатические дивиденды.
Однако строительство реакторов отставало от намеченных планов и только в этом году на строительной площадке в Кымхо на восточном побережье КНДР состоялась торжественная церемония закладки фундамента для первого из двух реакторов. Дальше ждело не пошло, что связывают, скорее всего, с пассивным подходом США к финансированию проекта.
В этих условиях, как полагают, Пхеньян решился в очередной раз поспекулировать на собственной ядерной программе, обвинив США в невыполнении обязательств по соглашению от 1994 года.
В этой связи в ходе октябрьского визита в Пхеньян заместителя госсекретаря США Джеймска Келли ему объявили, что КНДР намерена продолжать свои иследования в области создания атомного оружия. Ясно, что это была попытка "взорвать" ситуацию и таким образом реанимировать переговорный процесс с США, который создает для Северной Кореи важнейшие предпосылки выхода из международной изоляции и привлечения ресурсов, необходимых для агонизирующей экономики.
Судя по всему, США понимают эти цели КНДР, но решили пока не идти на диалог.
Наиболее очевидное подтверждение тому - сегодняшнее решение о прекращении поставок топлива в КНДР. По сути дела, это - международные санкции против Северной Кореи, и условием их отмены может стать только контролируемый отказ Пхеньяна от ядерной программы. А это значит, что, либо на пороге зимы Северная Корея останется без света и тепла, поскольку своего топлива у нее почти нет, либо в ближайшее время мы вновь станем свидетелями дипломатических и пропагандистских маневров, подобных тем, которые во множестве окружали решения проблемы контроля за иракскими военными программами.
Позиция России в этой ситуации достаточно нейтральна. Московские дипломаты ясно дают понять, что спекуляции КНДР на своей ядерной программы не более, чем дипломатическая уловка. С другой стороны, российский МИД полагает, что эмбарго и прекращение США финансирования программы КЕДО - "не способствовало бы снятию серьезных озабоченностей, возникших в последнее время в связи с возможным несоблюдением договора о нераспространении ядерного оружия на Корейском полуострове, а также затруднило бы приближение к общей денуклеаризации этого района мира".
Иными словами, открытым давлением от Пхеньяна мало чего можно добиться. А вот обострить ситуацию на Корейском полуострове можно весьма легко.