> Касаясь материалов, на которые должно быть обращено внимание экспертов, Вишневский отметил, что "специалисты знают, из чего можно, а из чего нельзя сделать бомбу".
"В печати периодически неграмотные журналисты поднимают шум по поводу тех или иных материалов, из которых никакой бомбы сделать нельзя,- сказал он.- Так, в 90-х годах в России был популярным шум по поводу "красной ртути", сейчас же все чаще "склоняют" осмий-187. Этот химический элемент вообще не относится к группе "делящихся", никакой бомбы из него не сделать",- подчеркнул Юрий Вишневский.
Он также сообщил, что на предприятиях Минатома России были попытки хищения ядерных материалов, но они были безуспешными. "При этом были попытки вынести за территорию военного атомного предприятия несколько граммов оружейного урана и - за территорию гражданского предприятия - несколько килограммов низкообогащенного урана. То, что люди были задержаны, говорит о надежности применяемых охранных мер",- сказал он.
Отвечая на вопрос, можно ли было из этих материалов создать атомную бомбу, если бы эти попытки хищения удались, Юрий Вишневский отверг такую возможность. "Низкообогащенный уран мы поставляем за рубеж тоннами в виде топливных элементов для АЭС, из такого урана бомбу не сделать. Не сделать и из высокообогащенного, оружейного урана. Для производства бомбы нужны высокотехнологичные, дорогостоящие заводы",- сказал он.
Как сказал Юрий Вишневский, для дальнейшего укрепления безопасной работы атомных объектов России, необходимо вложить в предприятия Минатома РФ дополнительно не менее 6 млрд рублей.
По его словам, "еще не на всех предприятиях Минатома есть двойная - независимая друг от друга система защиты, не все предприятия оснащены вооружением против воздушного нападения. Последнее стало очевидно важным, учитывая воздушное нападение, которое произошло в США 11 сентября минувшего года".
Вишневский отметил, что за последнее время проведена большая работа по улучшению охраны атомных объектов: cозданы дополнительные охранные зоны, они оснащены электронной техникой наблюдения и другой техникой. Тем не менее, глава Госатомнадзора признал, что "гарантию их абсолютной защищенности никто не даст".
"Чтобы полностью решить эту проблему нужно полностью уничтожить терроризм как таковой",- сказал он. Поясняя свою мысль, Вишневский привел такой пример: когда вы выходите на улицу, вы подвергаете себя опасностям - нападению людей или наезду авто. Вероятность такой опасности ученые оценивают в 0,001 проц. Вероятность захвата АЭС террористами сейчас оценивается в 100 раз меньшей цифрой - в 0,00001 проц. "А раз теоретически она существует - с терроризмом практически нужно вести беспощадную войну",- отметил он.
Глава Госатомнадзора также отметил, что его ведомство контролирует не только систему охраны атомных объектов, но и соблюдение нормативных актов, определяющих безопасность технологических циклов работы атомных электростанций.
"Наш действенный контроль ведет к уменьшению числа таких нарушений /инцидентов/,- сказал Юрий Вишневский.- Так, если в 1992 году на всех АЭС России было 195 нарушений, то в 2001 году - только 59, а за 9 месяцев текущего года - 30. Все они незначительны, по международной классификации МАГАТЭ оцениваются не выше "нулевого уровня" /по семиуровневой шкале, где Чернобыльская катастрофа 1986 года оценена как инцидент 7-го уровня/.