Музеи и галереи Буэнос-Айреса, а также местные коллекционеры откликнулись на призыв посольства РФ в Аргентине устроить в марте, в престижном столичном музее им. Фернандеса Бланко экспозицию произведений выдающегося мастера, хорошо известного здесь своим самобытным талантом.
Как рассказал корреспонденту РИА "Новости" главный организатор выставки с аргентинской стороны Игнасио Сальдивар - директор галереи "Сурбаран", в Аргентине остались около 150 скульптур. Почти 50 из них удалось найти. По словам Сальдивара, "этого вполне достаточно, чтобы оценить масштаб таланта одного из лучших скульпторов современности".
Cтепан Нефедов, родившийся в 1876 году в Мордовии, взял для своего псевдонима название родного народа - эрьзи. Работы тогда еще молодого скульптора уже в начале прошлого века с успехом выставлялись в Милане, Ницце, Париже и Риме. В 1927 он экспонировал свои произведения в столице Аргентины Буэнос-Айресе. Здесь мастер открыл для себя особые породы дерева: кебрачо и альгарробо, необыкновенно красивые по цвету, для обработки которых Эрьзя сконструировал специальную машину.
Желание превращать причудливые изгибы этих пород деревьев в произведения искусства, а также политические условия, сложившиеся в Советском Союзе, оставили художника в Аргентине более чем на два десятилетия. Среди местных коллекционеров есть те, кто был знаком со скульптором лично.
В их числе Маурисио Неуман, который хорошо помнит, как его родители, очарованные "музыкой линий" работ художника, приобрели одну из них, изображающую голову ребенка. По словам Неумана, о равнодушии Эрьзи к жизненным благам ходили легенды. Несмотря на то, что в Аргентине ему сопутствовал успех, он за незначительную плату, а иногда и бесплатно, давал уроки ученикам и продолжал жить в небольшой мастерской, где нашли приют около сотни бездомных кошек.
Эрьзя редко соглашался продавать свои лучшие произведения, надеясь вывезти их на родину. Свою мечту он осуществил в 1950 году, когда ему удалось забрать в Советский Союз около 200 своих работ. Большая их часть теперь хранится в Саранске, в музее, названном именем мастера, который до последних дней жизни повторял, что Россия всегда оставалась для него родиной, а Аргентина стала страной, где он смог возродиться.