> Вобравшая в себя 65 произведений, выполненных с 1930-х до середины 1980-х годов, выставка будет развернута на Крымском валу в графических залах постоянной экспозиции "Искусство России ХХ века".
Музей располагает небольшим, но весьма качественным собранием работ Басманова, полученным от самого автора, рассказали РИА "Новости" в ГТГ. Будет показан и ряд графических листов, которые хранятся в семейном архиве и привезены в столицу из Петербурга дочерью художника Марией Басмановой.
Уроженец села Баталово Алтайской губернии успел два года проучиться в художественных мастерских Барнаула и в 1922 году, еще совсем юным, приехал в Петроград. С Северной Пальмирой была связана вся его дальнейшая жизнь, продлившаяся до того времени, когда городу вернули историческое название.
Басманов принадлежал к пореволюционной молодежи, вслед за классиками авангарда искавшей новые пути в искусстве. На многие десятки лет судьба забросила его в петербургскую квартиру, где прежде жил Александр Бенуа - известный художник и критик, основатель общества "Мир искусства", эмигрировавший после 1917 года. При этом вовсе не линия "мирискусников" вдохновляла впечатлительного алтайца, а более поздняя, "петроградско-ленинградская", традиция в живописи и рисунке, идущая от Кузьмы Петрова-Водкина и продолженная Казимиром Малевичем. Подобно им, Басманов "стремился к очищению художественного образа от всего случайного и сиюминутного", отметили сотрудники ГТГ в интервью РИА "Новости".
Уже к началу 1930-х годов Басманов проявил себя сложившимся мастером с собственным неповторимым "почерком". Узнаваемая и ярко индивидуальная, его манера оставалась неизменной на всем долгом творческом пути. Впервые начавший выставляться в 1935 году, в год смерти Малевича, художник будто подхватил знамя супрематизма из рук его изобретателя. Немногословные, насыщенные по цвету и лаконичные по композиции, небольшие акварели Басманова поражают монументальностью форм, хотя не служат эскизами к крупным полотнам или фрескам. В них неизменно присутствуют три компонента: небо, люди, земля.
Спокойствием, духом высокой классики, стремлением философски переосмыслить реальность веет от строгих, даже аскетичных пейзажей, от групп крестьян или частых у художника "прогулок".
Женские фигуры, нередко с детьми, медленно идущие по степи или неподвижно предстоящие, будто на иконе, - излюбленный мотив басмановского творчества 30-40-х годов. Акварели этой поры считают ценнейшей частью его наследия - каждая из них самодостаточна и настолько "крепка", что способна "держать" поверхность стены и подолгу не отпускать зрителя.
Важное качество этих работ - "светоностность цвета", характерная для всей ленинградской акварельной школы. Тон величавого обобщения сохранен и в послевоенных произведениях Басманова, среди которых значительное место заняли рисунки кистью и тушью, а также книжные иллюстрации.