Рейтинг@Mail.ru
Ветерану российской разведки Блейку исполнилось 80 лет - РИА Новости, 05.06.2008
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Ветерану российской разведки Блейку исполнилось 80 лет

Читать ria.ru в
Ему самой судьбой было уготовано стать разведчиком. Взять хотя бы дату рождения - 11 ноября 1922 года. Именно в этот день, но двумя годами раньше, "появился на свет" самый знаменитый английский шпион - агент 007, Джеймс Бонд. Правда, Джордж Блейк родился в Роттердаме /Нидерданды/ в ничем не примечательной семье среднего достатка. Мать - голландка, отец - еврей-сефард из Египта, получивший британское подданство. Многочисленная родня с египетскими, турецкими, итальянскими и Бог еще знает какими родственными ответвлениями. Способный и любознательный 12-летний мальчик после смерти отца попадает в семью богатой тети в Каир, где получает прекрасное образование и надежду на достойное будущее. Любящий сын, он регулярно навещает оставшихся на родине мать и сестер. В один из приездов Джордж переживает настоящее потрясение: "10 мая 1940 года германская авиация подвергла Роттердам варварской бомбардировке. Город горел и дымился. Была разрушена тридцать одна тысяча домов", - так описывал в своей...
МОСКВА, 11 ноября. /Корр. РИА "Новости" Ольга Семенова/. Ему самой судьбой было уготовано стать разведчиком. Взять хотя бы дату рождения - 11 ноября 1922 года. Именно в этот день, но двумя годами раньше, "появился на свет" самый знаменитый английский шпион - агент 007, Джеймс Бонд.

Правда, Джордж Блейк родился в Роттердаме /Нидерданды/ в ничем не примечательной семье среднего достатка. Мать - голландка, отец - еврей-сефард из Египта, получивший британское подданство. Многочисленная родня с египетскими, турецкими, итальянскими и Бог еще знает какими родственными ответвлениями.

Способный и любознательный 12-летний мальчик после смерти отца попадает в семью богатой тети в Каир, где получает прекрасное образование и надежду на достойное будущее. Любящий сын, он регулярно навещает оставшихся на родине мать и сестер.

В один из приездов Джордж переживает настоящее потрясение: "10 мая 1940 года германская авиация подвергла Роттердам варварской бомбардировке. Город горел и дымился. Была разрушена тридцать одна тысяча домов", - так описывал в своей книге Джордж Блейк первые впечатления от войны 17-летнего юноши.

Переправив мать и сестер во время германской оккупации в Англию, сам Джордж остался в Голландии и принял активное участие в движении сопротивления: выполнял роль связного и перевозил из города в город антифашистские листовки. Возможно, уже в это время он приобрел первые навыки конспирации, которые пригодились ему позже.

В 1942 году Джордж принял решение перебраться в Англию, чтобы продолжить вооруженную борьбу с нацистами, и в 1943 году ушел добровольцем служить на британский флот, но подкачало здоровье, не позволившее Блейку сделать карьеру морского офицера-подводника. Зато в августе 1944 года он был переведен в голландскую секцию британской разведки. Пожалуй, с этого момента уже можно смело вести отсчет карьеры Блейка как разведчика.

Однако после войны британские спецслужбы направляют основное острие своей деятельности против Советского Союза, и Блейка посылают в Гамбург для сбора сведений о советских войсках в Германии. Там он начинает самостоятельно изучать русский язык - язык победителей ненавистного ему фашизма. Оказавшись затем на курсах русского языка для офицеров при Кембриджском университете, Блейк знакомится там с марксистской идеологией, которая входила в перечень предметов для изучения нового противника.

Но твердо верящий в высшую мудрость христианских заповедей молодой офицер британской секретной службы СИС находит с ними в коммунистических принципах много общего. Поэтому, оказавшись в 1950 году во время Корейской войны в северокорейском лагере для интернированных западных дипломатов /с 1948 года Блейк был резидентом СИС в Сеуле/, Джордж начинает более внимательно изучать коммунистические труды - благо охрана охотно снабжает такими книгами заключенных.

Блейк приходит к выводу, что бывшие союзники русских по антифашистской коалиции дальше от христианских идеалов, чем коммунисты, и весной 1951 года через корейского офицера передает записку в советское посольство с просьбой организовать встречу с представителем внешней разведки. С этого момента начинается новый этап в жизни Блейка, и отсюда берет отсчет его более чем 50-летняя карьера в качестве советского разведчика...

На счету Джорджа Блейка огромное количество ценнейшей информации. Но даже если бы он сообщил только о принятом в декабре 1953 года на секретном совещании СИС и ЦРУ в Лондоне решении о прокладке туннеля к линиям связи советских войск в ГДР /операции "Золото" и "Серебро"/, этого одного было бы достаточно, чтобы навсегда вписать имя Блейка в историю противоборства спецслужб "золотыми и серебряными буквами".

Как рассказал в этой связи РИА "Новости" Сергей Кондрашев, руководивший в те годы дезинформационной работой внешней разведки, "хотя благодаря работавшему на КГБ в Англии выдающемуся разведчику Джорджу Блейку мы заранее узнали об операции английской и американской спецслужб по подслушиванию советских подземных кабелей в Берлине, мы ни разу не передали по "берлинскому каналу" ни одной дезинформации". Слишком значим был для советской разведки Джордж Блейк, чтобы ставить его этим под удар, пояснил Кондрашев. Пришлось, по его словам, примириться с утечками некоторой информации, хотя меры по недопущению наиболее секретных разговоров с Берлином были приняты.

Лишь 22 апреля 1956 года советские связисты "якобы при устранении неполадок связи случайно наткнулись на непредусмотренное схемой ответвление кабеля". Разразился громкий скандал. СИС и ЦРУ провели совместное расследование причин обнаружения туннеля и решили, что все действительно произошло случайно.

Конец нелегальной работе Блейка на Москву положило предательство начальника отдела оперативной разведки Польши Михаила Голеневского, бежавшего в США. Он сообщил о наличии в СИС агента КГБ и характере передаваемых им материалов своим хозяевам из ЦРУ, которые тут же поделились информацией с англичанами. На основе полученных данных английская контрразведка вышла на Блейка.

Весной 1961 года он был срочно отозван из командировки в Бейрут, допрошен и арестован. Уже 3 мая этого же года состоялось заседание суда. Хотя в своей речи судья признал, что "подсудимый исходил из идеологических побуждений, а не из финансовой выгоды", приговор гласил - 42 года тюремного заключения или 5 максимальных сроков, полагавшихся по английским законам, поскольку "своими действиями он свел на нет большую часть работы британской разведки со времен окончания войны".

Если бы не воля случая или провидение, сидеть бы Блейку в Вормвуд-Скрабс до 2003 года, то есть, свое нынешнее 80-летие разведчик отмечал бы в "родной" английской тюрьме. Но судьба распорядилась иначе, и свела "русского агента" с ирландцем Шоном Бэргом. Помочь Блейку согласились также отбывавшие по 18 месяцев за организацию антивоенной демонстрации Майкл Рэндл и Пэт Поттл.

Жестокость приговора, вынесенного Блейку в мирное время, вызвала к нему чувство симпатии у многих заключенных, а также за пределами тюрьмы. Хотя при подготовке побега несколько раз происходили накладки, ставившие под удар всю задумку, каждый раз все удивительным образом разрешалось.

Так, например, удивительную порядочность проявил один из заключенных, которому по ошибке вместо Блейка передали записку от Бэрга с описанием деталей побега. Он вернул записку адресату и ничего не сообщил тюремным властям, хотя выдав Блейка, мог существенно сократить собственный срок.

Во время побега 22 октября 1964 года шел сильный дождь, и Блейк, прыгая со стены, повредил руку и ударился головой. Хотя в тот же вечер во всех выпусках теленовостей была показана фотография Блейка и он был объявлен в розыск, приглашенный к нему друзьями врач наложил гипс на сломанное запястье, делая вид, что не замечает сходства пациента в газетными портретами беглеца, лежавшими тут же на столе.

Было еще множество людей, знакомых и незнакомых, которые помогли сначала спрятать Блейка под носом у усиленно искавших его английских полицейских и контрразведки, а затем в 1965 году переправили его в Восточную Германию, откуда затем уже сотрудники посольства СССР доставили его в Москву.

Я познакомилась с Георгием Ивановичем - так Джорджа Блейка именовали русские друзья и коллеги - в 1991 году, когда к выходу в свет на русском языке готовилась его книга "Иного выбора нет" - искренняя и откровенная исповедь человека, сделавшего свой жизненный выбор раз и навсегда. Меня поразило тогда, как в этом человеке с такой непростой судьбой уживаются мечтатель-идеалист и предельно ясно оценивающий действительность аналитик-профессионал.

"Не все сложилось так, как хотелось, но я ни о чем не жалею", - сказал мне тогда Джордж Блейк в ответ на вопрос, не разочаровало ли его после приезда в Москву советское общество. "Провозглашаемые коммунистические принципы по своей сути очень близки христианским идеалам равноправия, братства, мира, - пояснил он. - К сожалению, не все люди, не все коммунисты им следуют на деле".

Поражает, что сам Блейк всегда был верен этим заповедям: с самого начала своего сотрудничества с советской разведкой он отказался от какого-либо материального вознаграждения за свой труд, а оказавшись в Москве, не почивал на лаврах признания своих, несомненно, исключительных заслуг, а продолжал работать /и делает это до сих пор/, передавая свой богатый профессиональный опыт молодому поколению сотрудников внешней разведки.

Джордж Блейк любит свою семью, неравнодушен к шоколаду, хорошему чаю, лошадям, книгам, музыке и футболу. Не любит шума вокруг себя, помпы и показухи, а поэтому не захотел широкого празднования своего юбилея. И все же друзья не смогут не собраться, чтобы пожелать ему в этот день здоровья и счастья.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала