Риск блестяще оправдался.
Республиканцы одержали драматическую победу, захватив контроль над сенатом, где им принадлежит теперь по меньшей мере 51 место. Они также существенно укрепили свое большинство в палате представителей. У пресс-секретаря Белого дома Ари Флейшера были все основания назвать эту победу "исторической".
Действительно, это всего лишь третий случай за столетие, когда президентская партия улучшила свои позиции в конгрессе. Нарушить традицию неизменной сдачи этих позиций удалось лишь Франклину Рузвельту в 1934 году и Биллу Клинтону в 1998. Джордж Буш-младший стал первым республиканцем в этой когорте лидеров-счастливчиков.
И он это заслужил.
Результаты промежуточных выборов представляют собой помимо прочего впечатляющий личный триумф президента. Исход голосования во многом решили его нынешняя высокая популярность и та неисчерпаемая энергия, с которой он появлялся практически на всех предвыборных митингах чуть ли не во всех штатах. Республиканские кандидаты как бы купались в отраженном свете своего лидера.
Если бы промежуточные выборы 2002 года следовали исторической колее, на них бы царили домашние проблемы страны. Но в сознании американцев еще слишком свежа жуткая картина рухнувших башен Всемирного торгового центра. В результате избиратели игнорировали скользкую для республиканцев внутреннюю экономическую проблематику и поддержали президента в его войне с террором, включая, как им внушили, один из оплотов этого глобального зла - Ирак.
Немалую роль в благоприятном для Белого дома исходе нынешней избирательной кампании сыграл также такой грубый, циничный фактор, как деньги. Республиканцам удалось "надоить" и потратить 150 миллионов, тогда как демократам - 80.
Но потрать демократы даже больше республиканцев, им всё равно не удалось бы скрыть от избирателя ужасающий разброд в своих рядах. Демократическая партия подошла к выборам без харизматического лидера, не говоря уж о единой позиции по важнейшим вопросам общенациональной полемики. Взять войну с Ираком - одни видные демократы "против", другие, не менее видные, - "за". Взять идею президента, именуемую оппозицией "снижением налогов для богатых" - опять у нее есть сторонники среди демократов.
Когда партия в таком хаосе, на особые симпатии избирателя рассчитывать не приходится.
Какие перемены ждут теперь Америку?
Без сомнения, позиции президента Буша никогда не были так сильны, как сегодня. Ему будет несравнимо легче продвигать свой список консервативных "реформ", будь то снижение налогов или сокращение программ социальной помощи, а также осуществлять дорогие его сердцу идеи вроде освоения нефтяных и минеральных ресурсов Арктики.
Не следует, однако, полагать, что республиканцы отныне двинутся по позициям демократов в конгрессе этаким паровым катком. Если Демократической партии удастся быстро оправиться от поражения, она в силах затормозить или разбавить своими поправками многие законодательные амбиции президента. Но в любом случае Джордж Буш и его партия вернули себе то, что у них отнял ноябрь 2000 - народный мандат и, как это ни претенциозно звучит, моральное превосходство.
Чем обернется триумф американского президента для международного сообщества?
Одержимость Вашингтона войной с Ираком как чуть ли не главной составляющей общей войны с терроризмом наверняка усилится. Президенту будет легче игнорировать ООН, если она всё-таки не примет удовлетворительной, с точки зрения Вашингтона, резолюции по Ираку, хотя последнее маловероятно. Может приобрести еще более крайние формы односторонний подход США к международной торговле, экологии и проблемам контроля над вооружениями, то есть те тенденции, которые и без того раздражают европейских союзников.
Персональный триумф Джорджа Буша имеет неоценимое значение для его личной политической карьеры. Похоже, навсегда забыто унижение неуверенной, сомнительной победы на президентских выборах в ноябре 2000 года. Сегодня он сделал убедительную заявку на второй срок в Белом доме.
В США нет пока политической фигуры, которая бы даже близко стояла к Бушу-младшему по личной популярности, репутации умелого вожака избирательной кампании и любимца финансовых спонсоров. Это, конечно, не значит, что такая фигура не появится к 2004 году. Два года в столичной политике - это век в провинциальной глубинке.
Все прекрасно сегодня в стане президента, кроме одной мелочи. Ответственность возросла. Риск подскочил. Лидеру и партии, контролирующим сразу и Белый дом, и сенат, и палату представителей конгресса не на кого теперь пенять, если что-то пойдет наперекосяк.
Если вдруг война США с международным терроризмом затопчется на месте, атака на Ирак выйдет боком, домашняя экономика по-прежнему станет давать сбои, виноватых кроме Джорджа Буша и его республиканской рати не будет.