В Брюсселе 11 ноября планируется проведение саммита России-ЕС. Какое значение он может иметь для развития отношений нашей страны с Евросоюзом?
- Рассматриваем проведение 10-го саммита Россия-ЕС как важный этап в поступательном развитии отношений с Европейским союзом. Стратегическое партнерство с ЕС приобретает прагматичный и динамичный характер, учитывающий реальные интересы сторон, насущную потребность объединения усилий в противодействии новым угрозам и вызовам.
Трагические события в Москве, связанные с захватом заложников, наложили свои отпечаток на подготовку встречи, внесли коррективы в приоритеты наших отношений. На первый план выдвигаются вопросы усиления сотрудничества Россия-ЕС в борьбе с терроризмом, в области безопасности, ускорения реализации планов создания общего правоохранительного пространства.
Рассчитываем, что на саммите нам удастся определить пути интенсификации взаимодействия с ЕС на антитеррористическом направлении, в том числе по перекрытию каналов финансовой и иной подпитки чеченского терроризма.
В этой ситуации вызывает вопросы позиция датского председательства, допустившего проведение в Копенгагене накануне саммита Россия-ЕС, в день траура в России по погибшим заложникам, "Всемирного чеченского конгресса", в котором приняли участие лица, причастные к терактам в Москве и в других регионах России.
Этот факт, а также необходимость отделить субстантивный диалог с ЕС от наносных, преходящих элементов, стали причиной переноса места проведения саммита Россия-ЕС из Копенгагена в Брюссель.
Какие направления сотрудничества России с ЕС представляются в настоящий момент наиболее важными?
- Особую актуальность приобретает наполнение конкретикой нашего партнерства в сфере внешней политики и безопасности с учетом динамики развития Общей внешней политики и политики в области безопасности (ОВПБ) ЕС и ее оперативной составляющей - Европейской политики в области безопасности и обороны (ЕПБО).
Выступаем за придание сотрудничеству в этой сфере устойчивого и долгосрочного характера на основе взаимной выгоды, в интересах укрепления международного мира и стабильности, развития ключевых элементов новой архитектуры евробезопасности.
Сотрудничество Россия-ЕС в сфере юстиции и внутренних дел ведет к формированию устойчивых механизмов противодействия терроризму и трансграничной преступности. Встречи министров России и стран Евросоюза на регулярной основе становятся механизмом определения приоритетов и координации на пути создания общего правоохранительного пространства, выработки конкретных мер взаимодействия. Это подтвердила и встреча министров внутренних дел и юстиции России и "тройки" ЕС в Москве 5 ноября. На повестке дня - заключение соглашения о сотрудничестве между МВД России и Европолом.
Позитивная динамика характерна для развития в области энергетического диалога Россия-ЕС. 5 ноября в Москве был открыт Центр энергетических технологий, создание которого предусмотрено в рамках энергетического партнерства Россия-ЕС. На саммите предполагается одобрить очередной (третий) Обобщающий доклад по энергодиалогу.
Достигнут определенный прогресс и в работе по формированию концепции общего европейского экономического пространства. В рамках реализации рабочего плана формирования ОЕЭП независимыми российскими экспертами подготовлены исследования по концептуальным аспектам ОБЭП, бухучету и аудиту, стандартизации и техническому регулированию, алюминиевой промышленности. Исследование экспертов Комиссии ЕС показало, что создание ОЕЭП на базе широкого соглашения о зоне свободной торговли между Россией и ЕС благоприятно скажется на росте благосостояния обеих сторон.
Какое место в диалоге России с ЕС занимает проблематика расширения Союза?
- Расширение ЕС в сочетании с грядущими изменениями в функционировании механизмов Евросоюза - объект особого внимания России. Развитие ЕС, которое во многом будет определять новое лицо Европы, не должно вести к возникновению новых разделительных линий, игнорированию интересов третьих стран. Трансформация ЕС неизбежно потребует внесения корректив и в механизм партнерских отношений между Россией и Евросоюзом в целях постепенного углубления интеграции.
На фоне позитивного развития в отдельных секторах сотрудничества не происходит существенного продвижения по вопросам, связанным с озабоченностями России в контексте расширения ЕС.
Наша принципиальная позиция заключается в том, что необходимо как можно скорее начать переговоры с Евросоюзом и с присоединяющимися к нему странами, цель которых - комплексное рассмотрение и снятие российских озабоченностей.
В противном случае этот вопрос может стать одним из препятствий на переговорах по распространению на новых членов Евросоюза Соглашения о партнерстве и сотрудничестве Россия-ЕС.
Особое место в диалоге России и ЕС занимает обсуждение проблематики жизнеобеспечения Калининградской области в контексте расширения ЕС. По-прежнему исходим из того, что при выработке компромиссного решения по транзитным вопросам должны быть учтены не только требования ЕС и Литвы, но и законные интересы российских граждан, имеющих право на беспрепятственное сообщение между основной территорией России и Калининградской области. Речь идет в первую очередь о сохранении безвизового режима транзита при поездках граждан России в/из КО через Литву поездом.
Нахождение взаимоприемлемых решений проблем жизнеобеспечения Калининградской области призвано стать наглядным и убедительным свидетельством формирования отношений стратегического партнерства России и Европейского союза, шагом вперед к созданию новой Европы без разделительных линии.
Есть ли подвижки в признании Европейским союзом рыночного статуса экономики России?
- В соответствии с обещанием, данным Евросоюзом в ходе майской встречи в верхах в Москве, признать рыночный статус экономики России ожидаем подтверждения о внесении соответствующих изменений в законодательство Евросоюза по мерам антидемпинговой защиты.
К сожалению, первые оценки таких изменений свидетельствуют о возможности сохранения дискриминации в отношении российских экспортеров энергоемкой продукции в ходе антидемпинговых расследований в случае, если они будут базироваться на существующей разнице внутренних и экспортных цен на энергоносители.
Примеры этого уже есть, что вызывает озабоченность российской стороны, поскольку такой подход ведет к игнорированию естественных конкурентных преимуществ экономики России и продолжению протекционистской политики со стороны ЕС. Исходим из того, что характер партнерских отношений между Россией и ЕС требуют признания рыночного статуса России в полном объеме без каких-либо изъятий, создавая тем самым условия для дальнейшего расширения наших торгово-экономических связей.
Как развивается сотрудничество России со странами Евросоюза в международных делах?
- Взаимодействие с Евросоюзом по ряду актуальных международных вопросов свидетельствует, что по многим из них наши позиции близки или совпадают. Мы едины в понимании необходимости поиска совместных ответов на новые глобальные угрозы и вызовы, в урегулировании кризисных ситуаций, в частности, вокруг Ирака, на Ближнем Востоке, в Афганистане.