В истории русской литературы Мамин-Сибиряк считается первооткрывателем "уральской темы". Еще в 1913 году один из его почитателей метко заметил: "До Мамина жизнь современного Урала рисовалась для миллионов людей, населяющих центр, юг, запад и север России, чем-то далеким, полусказочным. Суровую родину железа, золота и самоцветов знали немногим лучше, чем Индокитай и Африку".
Родился будущий "певец Урала" в поселке Висимо-Шайтанского завода, в семье священника. Получив духовное образование в Екатеринбурге и Перми, Мамин затем учился в Петербурге - сначала в медико-хирургической академии, затем на юридическом факультете Петербургского университета. В 1877 году из-за материальных проблем он был вынужден вернуться на Урал. С 1891 года Мамин-Сибиряк жил в Москве. И хотя в столице ему пришлось распроститься с давней мечтой о высшем образовании, он получил здесь "право называться писателем". С этим периодом связаны первые серьезные литературные успехи, написание "Приваловских миллионов", работа над путевыми очерками о поездке в Москву и детскими рассказами. Столичные редакции многих газет и журналов становятся обычным местом его деловых визитов. В эти годы были опубликованы роман "Горное гнездо", "Дикое счастье", "Три конца", "Золото", "Хлеб", а также цикл рассказов и повестей - "Сибирские рассказы", "Уральские рассказы". Мировоззрение писателя складывалось под воздействием демократической философии и революционного движения 60-80-х годов ХIХ века. Писал Мамин в различных жанрах и для разного возраста. На его сказках и рассказах для детей, таких как "Аленушкины сказки", "Емеля-охотник", "Зимовье на Студеном", "Серая шейка" выросли многие поколения.