Поведение человеческих судеб на переломе эпохи всегда непредсказуемо.
Перелом судьбы Яншина пал на роковой 1919 год, когда вчерашний юный столяр, а затем молодой студент Высшего технического училища в форменной фуражке с молоточками пошел добровольцем в Красную армию. Правда, отец Яншина - кассир Штаба войск внутренней охраны - пристроил сына на "теплое место", в охрану же, где сыну не грозила верная смерть. Уж больно вырос он нежным, застенчивым и даже робким юношей с пунцовыми щеками.
Но отсидеться в вихрях века, конечно, не удалось. Миша Яншин в числе других красноармейцев был брошен на подавление антоновского восстания в Тамбовской губернии, пожалуй, самой страшной резни в истории гражданской войны.
Где же искать в этом историческом месиве исток театральной планиды?
Наверное, в том же штабе внутренних войск, где секретарем начштаба служил выходец из известной театральной московской семьи Константин Бартошевич, создавший молодежный театральный кружок, и где робкому юноше довелось сыграть свои первые роли, в основном комические. Умение этого толстячка с доьрым сердцем вызывать неудержимый смех зрителей стало со временем роковой тенью актера.
Сам же Яншин упрямо посчитал, что создан для героических ролей и поступая после окончания войны во Вторую студию МХАТ, с таким жаром читал драматический стих, что вся комиссия смеялась до слез. Но комики - штучный товар, толстячка приняли, и как он не сопротивлялся, отрезали от пирога большой судьбы всего лишь комический пирожок. Сначала он играет маленькие пустяковые рольки, на которые и вводился не первым, а лишь на замену основных исполнителей.
Но неожиданно для себя робкий юноша проявил практическую народную смекалку и, пустив в ход свое обаяние и врожденное чувство такта, добился выделения из массовки и получил в награду роль большого обалдуя Добчинского в комедии Гоголя "Ревизор", а затем роль болвана лакея Петрушки в комедии "Горе от ума" Грибоедова.
И, наконец, исполнил в 1926 году самую главную роль своей стартующей жизни - забавного кузена из Житомира, которого заботливая мама послала в дом Турбиных, отдохнуть в Киеве накануне штурма Петлюры, чудака Лариосика в знаменитой пьесе Михаила Булгакова "Дни Турбиных".
Спектакль прошел на сцене МХАТа 989 раз, из которых Яншин сыграл не менее 980 спектаклей! Лишь под общий вздох разочарованного зала 9 раз его по болезни заменял другой актер.
В этой роли Яншину удалось понять природу своего таланта и сформулировать задачу комического актера: "Такой специальной задачи - смешить - не существует. Моя задача - показать образ в его постепенном развитии. Мне никогда не доводится думать - буду ли я смешон, наоборот, очень часто приходится не доигрывать, чтобы отдельные веселые моменты не отражались на общей картине действия. Например, в роли Лариосика приходилось затушевывать целый ряд сугубо комедийных положений, чтобы не разрушить целостность героя, в котором комические черты сочетаются с лиризмом. Для меня весьма ценно замечание Станиславского, отметившего правильность того, что я не переигрываю, что не впадаю в излишнюю комедийность, а сумел найти среднюю линию".
Думал ли Станиславский, что этот забавный человек в середине века фактически займет его место во МХАТе?
А тогда Яншин в один миг стал знаменитостью столицы, первым комическим актером театра, звездой киноэкрана. Он принялся строить свою судьбу с основательностью столяра-краснодеревщика: народный артист РСФСР, художественный руководитель Московского театра лесной промышленности, орденоносец, женатый вторым /не последним/ браком на знаменитой Лялей Черной, красавице-цыганке из театра "Ромэн". Яншин становится главным режиссером "Ромэна", главным режиссером-постановщиком Московского драматического театра имени Станиславского, он лауреат двух Государственных премий и, наконец, "серый кардинал" МХАТа, идейный глава совета старейшин, инициатор приглашения летом 1970 года в театр Олега Ефремова.
"Я, может, и смешной и в чем-то нелепый, но главное - я человек", говорил о себе Михаил Яншин, сохранив мудрое чувство юмора до конца жизни.