> Как отметили сотрудники РАХ в беседе с корреспондентом РИА "Новости", выставка раскроет "удивительное дарование мастера, поражающего масштабом и разноплановостью своего творчества".
В состав экспозиции вошли живописные натюрморты, портреты, жанровые работы, равно как "оригинальная авторская графика: рисунки, акварели, гуаши, работы в технике шелкографии". Среди последних выделяется большая серия работ на библейские темы, сообщили в РАХ. Рядом с ними - монументальная и станковая скульптура, дизайнерские работы, произведения в технике эмали, декоративно-прикладное искусство.
Профессор Московского художественного института имени Сурикова, в 1997 году ставший президентом РАХ, Церетели известен как "специалист широкого профиля" - живописец, монументалист, скульптор, дизайнер. Родившийся в 1934 году в Цулукидзе /Грузия/, в 1958 году он окончил Тбилисскую академию художеств. Среди своих учителей маэстро называет Евгения Лансере, Василия Шухаева, Иосифа Шарлеманя - русских художников классической школы, после 1917 года нашедших прибежище в Тифлисе, а также Елену Ахвледиани и Марка Шагала: в мастерской самого знаменитого "русского парижанина" Церетели постигал технику мозаики.
Этим видом монументального искусства он увлекся еще в 1960-е годы, и с мозаичными работами в курортном комплексе "Пицунда" /1967/ связан первый успех Церетели на профессиональной сцене. Оформление Ленинского мемориального комплекса в Ульяновске /1969/ и Дворца профсоюзов в Тбилиси /1969-70/ принесли ему Государственную премию СССР 1970 года. Еще одна Госпремия была присуждена в 1982 году за создание фризов и витражей в гостиничном комплексе "Измайлово" /Москва, 1980/. Чуть ранее, в 1976 году, Церетели получил Ленинскую премию за украшение детской зоны курортного городка в Адлере.
Церетели активно работает как в мозаике и эмали, так и в витраже, травлении по металлу, выколотке меди и других техниках. Еще в 80-е годы ХХ века он перешел к монументальной пластике, и теперь широким зрительским массам он знаком прежде всего как скульптор - автор памятника Петру Первому и Монумента Победы в Москве. На Поклонной горе российской столицы в 1990-е годы он создал целую серию декоративно-монументальных работ, включая конную статую св. Георгия Победоносца и композицию "Узники - жертвам войны", которая была отмечена Госпремией 1995 года. Однако в Москве есть и другие монументы Церетели, например, "Дружба навеки" на Тишинской площади /1983/ и композиция "Добро побеждает зло" - уменьшенная копия той, что установлена в 1990 году перед зданием ООН в Нью-Йорке. "Счастье народов" в Тбилиси, памятник Колумбу в США, монументы во Франции, Испании, Японии, Португалии, Бразилии и других странах, уже возведенные и пока только проектируемые, сделали одаренного живописца известным скульптором-монументалистом.
Именно Церетели сумел реализовать идею музея искусства ХХ века, давно бродившую в умах, но по ряду причин не находившую воплощения. При поддержке правительства Москвы и под эгидой РАХ в 1999 году был открыт Московский музей современного искусства, активно собирающий работы современных художников /их чаще всего приносят в дар/. Во дворе музея можно видеть и монументальные работы самого Церетели - эскизы памятников Булату Окуджаве, Иосифу Бродскому и другим прославленным россиянам.
В числе новых работ на своей персональной выставке президент РАХ покажет и серию горельефов "Мои современники", куда входят портреты Юрия Башмета, Георгия Данелии, Владимира Спивакова и других мастеров культуры. Но "смысловым ядром" экспозиции, по словам сотрудников РАХ, станет 15-метровое бронзовое яблоко в центре зала скульптуры, символизирующее познание добра и зла.