К тому времени "ядерная эра" насчитывала всего 7 лет. Начало ей, как известно, положили американские атомные бомбардировки Хиросимы и Нагасаки в августе 1945 года, но спустя 4 года США перестали быть монополистами ядерного оружия. В 1949 году и в СССР появилась атомная бомба, а США между тем уже стремились к обладанию водородной, чтобы вновь получить военное преимущество над Советским Союзом и решать судьбы мира.
Такова была логика уже начавшейся к тому времени "холодной войны", считает известный российский ученый-американист, заместитель директора Института США и Канады РАН, профессор Виктор Кременюк.
В интервью корреспонденту РИА "Новости" он напомнил, что получить желанный перевес, вновь обрести утерянную монополию Вашингтону не удалось. Советская водородная бомба, в создание которой большой вклад внес будущий диссидент и правозащитник академик Андрей Сахаров, была испытана менее чем через год после американской - 12 августа 1953 года. Гонка за обладание оружием масового уничтожения, которую начали в ходе Второй мировой войны США и Германия, превратилась после разгрома фашизма в соревнование между Вашингтоном и Москвой.
Соперники были в неравных условиях, отметил Кременюк. США, не понесшие во время войны таких страшных потерь, как СССР, имели значительно больше финансовых и материальных ресурсов для создания ядерного оружия, самую мощную в мире промышленность и громадный научный потенциал /они привлекли к работе лучших физиков-ядерщиков из многих стран/. И тем не менее Советский Союз на протяжении многих лет успешно выдерживал эту гонку вооружений, добившись со временем ядерного паритета с Соединенными Штатами. И именно этот паритет стал основой стратегического равновесия в мире, которое и позволяло предотвратить ядерную войну. Ну, а в области ракетной техники, создания средств доставки ядерного оружия СССР даже опережал на каком-то этапе своего главного противника, напоминая ему о том, что и защищенная казалось бы Атлантическим океаном от любых неприятностей Америка тоже вполне уязвима.
Советского Союза уже нет на политической карте мира, прекратилась вроде бы и "холодная война". Однако, по словам Кременюка, США продолжают работу над созданием новейших, еще более мощных, чем прежние, средств массового уничтожения /СМУ/. Сейчас речь идет о разработке СМУ нового поколения, основанных на электромагнитном излучении, применении лазеров особой эффективности. США готовятся выйти на такие системы высокоточного оружия, которые закрепят за ними роль единственной супердержавы, позволят получить абсолютное военное и военно-техническое превосходство над всеми остальными государствами.
Что же касается того ядерного оружия, которое имеется сейчас в арсенале России и других членов "ядерного клуба", то Вашингтон намерен обезопасить себя от него созданием НПРО - национальной системы противоракетной обороны. Именно поэтому, считает Кременюк, США заявили о выходе из Московского Договора по ПРО 1972 года - ведь он мешал им создать тот щит, с помощью которого они хотят обезопасить себя от любого ракетно-ядерного удара. В этой ситуации вполне объяснимо, почему США охотно идут на сокращение ядерных вооружений. То оружие, которым владеют не только они, но и другие страны, не представляет для них большого интереса. Их цель - получить то, чего нет ни у кого. Именно к этому они и стремятся.
Как отвечать на эту угрозу? Ведь монополия какой-либо страны на сверхмощное оружие всегда таит в себе огромную опасность. Она создает иллюзию вседозволенности и может привести к катастрофе. Советский Союз в конце 40-х - начале 50-х годов сумел ценой огромного напряжения ликвидировать ядерную монополию США и тем самым спасти мир от Третьей мировой войны. Россия, переживающая сейчас большие трудности экономического и внутриполитического характера, не хотела бы ввязываться в новое военное соревнование с Америкой, тратить на это значительные силы и средства. Наверное, не хотят этого Китай, Индия и другие страны, в свое время приложившие немало усилий для того, чтобы обзавестись собственным ядерным оружием. В то же время оставаться безучастным к явному стремлению одной державы к мировой гегемонии все эти страны, как и Россия, не могут.
А раз так, то мир может быть ввергнут в новую гонку вооружений. А ведь альтерантива такой гонке есть, подчеркнул Кременюк. Это - последовательное ограничение вооружений, снижение их уровня. У ведущих держав есть сейчас общий враг - международный терроризм, который на данном этапе пострашнее ядерного оружия. И США, испытавшие трагедию 11 сентября, должны это хорошо понимать.
Россия, познавшая опасность терроризма раньше Америки и недавно вновь напрямую столкнувшаяся с этой чумой 21-го века во время захвата заложников в Театральном центре Москвы, готова сосредоточить усилия именно на этом главном сейчас для всего мирового сообщества фронте. Москва нацелена на совместную борьбу с терроризмом, а не на поиск сверхмощного оружия, которое лишь создает иллюзию безопасности, но не приносит ее.